Эта летающая лодка-амфибия, будучи создана для гражданских нужд, оказалась в числе немалого количества самолётов, "мобилизованных" военным ведомством США перед II мировой войной.
Самолёт был спроектирован в 1935 г. и получил название S-43 "Бэби Клипер", по аналогии с ранее выпущенным четырёхмоторным гидропланом S-42 "Клипер". Машина была рассчитана на перевозку 18 - 25 пассажиров и была оснащена двумя моторами Пратт энд Уитни R-1690-52 "Хорнет" (750 л.с.).
14 апреля 1936 г. с полезной нагрузкой 500 кг (1100 фунтов) самолёт установил мировой рекорд высот для амфибий (27950 футов). Пилотировал машину Борис Сергиевский. В этом полёте на борту находился и Игорь Сикорский.
Машина эксплуатировалась в США, Норвегии, Бразилии и в других государствах (в том числе в СССР).
Эти машины, помимо гражданских компаний, были в 1937 г. заказаны армейской авиацией и ВМС. Из 53 выпущенных машин 22 попали в вооружённые силы.
Самолёт, изображаемый этой моделью, был построен 12 июля 1938 г. и попал на базу ВМС США Пёрл Харбор (аэродром на острове Форд). После нападения японцев 7 декабря 1941 г. самолёт использовался для поисков японского флота. Через несколько дней все JRS-1 (в том числе и этот) были перекрашены в серо-голубой цвет.
После вступления США во II МВ самолёты JRS-1 оснастили держателями для для двух бомб по 227 кг. Эти машины использовались в качестве противолодочных для патрулирования западного побережья США и Гавайских островов.
Данный самолёт (I-J-I №1063) прослужил достаточно долго и был списан 31 августа 1944 г. с налётом 1850 часов. Машина долго простояла на базе хранения, пока ею в 2011 г. не заинтересовался музей авиации и космонавтики Смитсоновского института и самолёт был перемещён в реставрационный ангар рядом аэропортом Даллеса.
Ещё один JRS-1 имеется в авиамузее Пима.
МОДЕЛЬ
Модель Sikorsky JRS-1 выпускалась последовательно на Sword, Special Hobby, Eduard, которые предавали её друг другу как преходящий кубок. Модель имеет успех на рынке, судя по немалому количеству сборок, выложенных в интернете. На "Скале" эта модель уже появлялась (Rommel39 31. 05. 2017 г.). Модель достаточно качественная, но не избежавшая неточностей, упрощений и нестыковки некоторых деталей. На боксарте соригинальничали: на лицевой стороне коробки вместо названия машины стоит большое "THE BOAT". В комплекте, помимо пластика и довольно качественных декалей есть ещё неплохое фототравление и комплект смоляных деталей (прежде всего полный набор кресел для салон и кабины, моторы и много прочей мелочи). Очень мило было получить с моделью и две брошюры: одна с инструкцией по сборке и окраске, другая с историей машины и с немалым число интересных фотографий. Маски на остекление тоже хороши. Тем не мне в инструкции есть ошибки. В самой модели тоже не всё благополучно: винты с весьма упрощёнными лопастями без всякой крутки, поэтому я предпочёл изготовить лопасти вручную:
Хвостовая опора шасси модели даже отдалённо не похожа на реальную опору и я изготовил самодельную:
Добавил и маленькую деталь под задним реданом (вроде маленького киля) - она хорошо видна на большинстве фото.
Фонарь пилотской кабины не стыкуется сзади с фюзеляжем и нужно проявить немалую изворотливость, чтобы как-то выкрутиться.
Мачта антенны на крыле стоит совсем не на том месте, да и на расположение всего антенного хозяйства в инструкции никакого намёка (мне пришлось раз сто просмотреть все фото в брошюре и в интернете, чтобы разобраться в "лучах" антенн, изоляторах и пр.) Также нет намёка на то, что законцовки крыла у S-43 приподняты (своеобразное поперечное "V").
Впрочем, я увидел, что "такими мелочами" большинство моделистов, выложивших в сеть свои сборки "Сикорского" не заморачивались. Может это я сам такой нудный и въедливый критикан?
И всё-же модель нашла своего героя! Им оказался забугорный моделист Хосе Антонио Гранада (откуда он, я так и не разобрал). Его модель - настоящее произведение и все упомянутые мною недостатки он заметил и устранил и во многом дополнил этот набор:
Придраться могу лишь к тому, что изготовив правильную хвостовую опору, он не догадался проточить углубления, куда подкосы хвостовой опоры должны прятаться при уборке шасси. Но это -по моему, мелочь. Модель превосходная!
Делая свою модель, я порадовался весьма неплохой проработке салона в фюзеле и то, что при открытом входном люке сверху, можно разглядеть и салон, и служебные помещения:
Удобно, что фюзеляж и крыло можно собирать отдельно и состыковать уже после окраски:
Шасси собирается без проблем, только при сборке хорошо-бы смотреть не на инструкцию, а на фото реальной машины.
В общем, после всех трудов, в итоге получилось следующее:
В общем и целом модель неплохая и каждый может собрать её в меру своей испорченности: от "искаропки" до глубокой проработки и оформить её на любой вкус - декаль предусматривает аж шесть вариантов окраски.
С уважением, Константин.
P.S. Особая благодарность Константину (ака "potter") за помощь с фотосессией.
Kuzmichв 08.11.2022 - 14:54 Тема: Eduard 1/72 Sikorsky JRS-1 The Boat(#15920) - обсуждение
http://scalemodels.ru/articles/15920-Eduard-1-72-Sikorsky-JRS-1-The-Boat.html
Хорошая модель! Описывая дотоинства и недостатки модели, наверно, стоило бы сказать общественности об очень приметной ошибке первоначального производителя, это то что у настоящего "Клиппера" наклон лобовых стёкол был намного больше, нежели это сделано на модели. И это пожалуй наиболее заметный "косяк" набора. И ещё. А вы действительно уверены, что законцовки крыльев были загнуты вверх? Я это вижу только на фото музейного экспоната, а вот на фото выбранного Вами прототипа с номером "I-J-I" я этого не вижу, да и на других фото тоже. Вы уж извините, я сам не так давно делал такую модельку, но только в советском варианте, так что насмотрелся на "Клиппер" предостаточно, и загнутых крыльев нигде не увидел.
Kuzmich
Разницу в наклоне лобовых стёкол не заметил. Посмотрю внимательнее.
А вот кончики крыла оказались спорным вопросом. На некоторых S-43 действительно, приподнятость их не наблюдается, стало быть имелись варианты. Во всяком случае, на I-J-I кончики точно приподняты (просмотрел ещё раз брошюру). Ну а фоток набрал в инете:
Добавлено спустя 10 минут 45 секунд:
Наклон лобовых стёкол, действительно нужен больше...
Может, да, имелись варианты с законцовками в заказе для американских ВМФ. Пролистал свою фототеку, изгиба не заметно. А наклон лобового стекла вот здесь хорошо виден, он иной чем на модели. Но исправить фонарь невозможно, разве что новый делать, а это не просто.
rum-ataв 09.11.2022 - 05:16 Тема: Eduard 1/72 Sikorsky JRS-1 The Boat
Константин ! Отличная модель получилась! С удовольствием прочитал статью и поразглядывал мелочи!
Монтёрв 09.11.2022 - 07:25 Тема: Eduard 1/72 Sikorsky JRS-1 The Boat
Kuzmich
rum-ata
Спасибо!
Roman-Nordв 15.11.2022 - 05:37 Тема: Eduard 1/72 Sikorsky JRS-1 The Boat
Тема: Eduard 1/72 Sikorsky JRS-1 The Boat(#15920) - обсуждение
Хорошая модель! Описывая дотоинства и недостатки модели, наверно, стоило бы сказать общественности об очень приметной ошибке первоначального производителя, это то что у настоящего "Клиппера" наклон лобовых стёкол был намного больше, нежели это сделано на модели. И это пожалуй наиболее заметный "косяк" набора. И ещё. А вы действительно уверены, что законцовки крыльев были загнуты вверх? Я это вижу только на фото музейного экспоната, а вот на фото выбранного Вами прототипа с номером "I-J-I" я этого не вижу, да и на других фото тоже. Вы уж извините, я сам не так давно делал такую модельку, но только в советском варианте, так что насмотрелся на "Клиппер" предостаточно, и загнутых крыльев нигде не увидел.