Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

«…Этот знаменитый итальянский бомбардировщик с его нетипичной для военного самолёта формой фюзеляжа, трёхмоторной компоновкой и комичным горбатым профилем никак не может оставить равнодушными любителей авиации, тем более бомбардировочной. Я всегда хотел иметь модель этой легендарной машины на своей полке...» - наверное именно так и должна начинаться статья истинного энтузиаста об этой действительно незаурядной модели.

Но у меня все получилось с точностью донаоборот. Будучи проездом в Москве, зашел в «Детский мир» на Лубянке. Собственно, ничего для себя интересного там не нашел, и уже собравшись уходить, заметил на стеллаже коробку с совершенно неизвестным мне самолетом с торпедой под брюхом. После покупки модель пролежала в закромах лет семь ввиду отсутствия к ней особого интереса и какой-либо информации о самом самолете. В этом году решил всё-таки до неё добраться, потому как боялся, что она вообще заплесневеет. Результат оказался неожиданным. Работа над моделью затянула с головой и вместо быстрой изкоробочной сборки переросла в затяжной перепил с внушительным количеством автемаркета и доработок, затянувшийся почти на девять месяцев.

Собственно - Savoia Marchetti S.M.79 Sparviero


Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Почти в каждой статье про S.M.79 упоминается о том, что для итальянской авиации «Sparviero» стал тем, чем «Spitfire» был для англичан и «Mustang» для американцев. Задуманный изначально как пассажирский авиалайнер, самолет получил трехдвигательную схему и стал не только самым быстрым многомоторным итальянским самолетом, но оказался быстрее, чем почти все современные ему истребители. Первый полет бомбардировщик S.79 совершил в 1936-м году, а в августе 1940-го было сформировано и первое экспериментальное торпедоносное подразделение. Они достигли выдающихся успехов на Средиземноморском театре военных действий в борьбе с торговыми конвоями, военными кораблями всех типов и островной крепостью Мальта. Многие авиационные специалисты в мире сошлись во мнении что итальянская тактика торпедирования была лучшей в мире, а немецкое командование даже создавало учебные подразделения в Италии для обучения своих летчиков технике торпедных атак и поставили себе на вооружение итальянские торпеды. Sparviero использовали также как гоночный, транспортный и пассажирский самолет. Поставлялся на экспорт в страны восточной Европы, ближнего востока и латинской Америки. Он завоевал беспредельные похвалы экипажей за свою превосходную управляемость и, что вероятно более важно, добился несомненного уважения у своих противников. Достаточно сказать, что каждый пятый самолет, выпущенный в Италии во время второй мировой войны, был S.M.79, символизирующий собой итальянскую воздушную мощь и политический престиж.

Модель Italeri S.M. 79 Sparviero 1/72

 Пластик от Italeri каких-либо особых сюрпризов не преподнес. Как всегда приличное качество литья, приятный в работе пластик, замечательные прозрачные «стекла». Вполне себе удобное членение. Если не брать в расчет грузовую кабину, то следов от толкателей в неудобных местах, можно сказать, практически нет. Стыкуемость неплохая, но если захочется сделать серьезную модель, в некоторых местах придется посидеть с напильником и шпаклёвкой. Единственное, что у меня никак не получилось поставить на свое место -это держатели для торпед. Пришлось их переделывать. Разработчики прекрасно изобразили провис полотна на фюзеляже, но в стояночном варианте (а именно его чаще всего и делают) придется его убирать. Декаль by Kartograf, как всегда, на высоте. Короче говоря, набор вполне пригоден для сборки из коробки, но «моделью выходного дня» его, пожалуй, назвать сложно.

Интерьер

Набор фототравления BigEd от Eduard содержал в себе так много деталей внутреннего интерьера, что не заняться его доработкой было бы просто неправильно. Как это обычно бывает с моделями в 72-м масштабе над отделкой кабины и грузового отсека производитель особо не заморачивался. Имитация трубчатой рамы хотя и присутствовала, но была практически уничтожена многочисленными следами от толкателей. А боковые стенки кабины, не доходя до пола, плавно заворачиваются в крыло, оставляя достаточно большую дыру в кабине. Всё это пришлось убирать и исправлять. Раму сделал из тянутого литника, стрингеры из крышки от Доширака. Кстати, из него же сделал подавляющее количество всех деталей интерьера. Молодцы китайцы – мало того, что продают на каждом углу довольно качественный пластик так ещё и лапшу к нему бонусом подкладывают!

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Самый сложный вопрос для меня был - что делать с поперечными деталями конструкции и шпангоутами в верхней части фюзеляжа? В итоге долгих размышлений я решил срезать «крышу». Собрал фюзеляж на скотч, совместил половинки как можно ровнее и склеил верхний шов. Потом осторожно срезал верх лезвием по линиям расшивки.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Далее с интерьером особых проблем не возникло. Травление оставило очень приятное впечатление, а поднаровившись работать с тянутым литником, я получил море удовольствия.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Ложкой дёгтя в бочке мёда оказался набор смоляных деталей от Pavla Models. Много раз читал на нашем форуме хорошие отзывы о продукции этой фирмы, но то, что попалось конкретно мне, никак нельзя назвать корректирующим набором. Просто откровенный брак.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Поэтому кресла, штурвалы и раму над бомбодержателем решил делать сам. Кстати, в травлении эта часть тоже выполнена неправильно, а родная деталь из коробки слишком упрощена ввиду специфики литья.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Дополнительный топливный бак на 350 литров сделал из листового пластика. По фотографии нарисовал в фотошопе сечение бака, распечатал на самоклеющейся бумаге и, приклеив на лист доширакстирола, вырезал нужное количество этих сечений. Потом все они были склеены вместе, зашпаклёваны и обтянуты всё той же самоклеящейся фольгой. Добавлены ремни, горловина и кронштейны крепления бака. Длину примерно прикинул исходя из объёма, высоты и ширины, пересчитав это всё в масштабе. В верхней части, тем же методом отрисовывания в фотошопе, сделал шпангоуты. Изнутри красил FS 34227 Pale green АКАН 82005. Смывка - масляные краски (жженая умбра и сажа газовая 50/50) на пинене. Надо честно признать, что добрую половину всего этого добра, кроме как на фотографиях, увидеть будет нельзя.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Планер

Провис полотна на бортах фюзеляжа и киле убрал с помощью Тамиевских шпаклевок. Потом ими же имитировал армирующие ленты. Зализы в корне крыла и стабилизатора, а также стыки с мотогондолами на нижней плоскости изобразил алюминиевой фольгой. Убрал лишнюю расшивку.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

В ходе бурной деятельности совершенно непонятным образом потерял прозрачную деталь от гондолы. В связи с чем пришлось еще осваивать технологию вакуумного изготовления фонарей.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Двигатели


Двигатели из набора заменил на смоляные Vector «Bristol Pegasus», усовершенствованным вариантом которого являются итальянские Alfa Romeo 125RC35.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

С ними возникла небольшая проблема - движки от Vector ни в какую не хотели вставляться в родные капоты. Смоляные капоты от Quickboost приобрести так и не удалось (надоело ждать, да и неизвестно подошли бы они по размеру или нет) и я решил выточить пластиковые до нужной толщины. Толщина стенки в итоге стала меньше полмиллиметра, но двигатель всё-таки вошёл! Сам двигатель красил по классической схеме, описанной в множестве источников – задул в стандартный черный матовый Акан 88003, затем сухая кисть Tamiya X-11. Единственное, на что хотел обратить внимание, для этих целей, по моему мнению, лучше подходит эмаль, а не акрил. Так как эмаль сохнет дольше, то почти насухо вычищенная кисть все равно оставляет след и дает отличный результат, а акрил (я пробовал тот же тамиевский XF-16) высыхает почти мгновенно, его постоянно нужно подновлять и получить равномерный результат в итоге весьма проблематично.

Толкатели сделал из инсулиновых шприцев (точнее от машинки для инъекций – они чуть-чуть тоньше), проводка из медной проволоки, выхлопная система и кронштейны - тянутый литник. Голубые воздухозаборники в двигателях сделал из трубочек Model Point. Нарезал и развальцевал стальной спицей. Снаружи обклеил капот фольгой-самоклейкой, так как листы идут внахлёст, да и лишняя прочность, заодно. Капоты красил желтым акрилом Tamiya XF-3, потом слегка оттонировал фильтром из смеси других акрилов, на глаз намешав нечто похожее на светло-коричневую грязь. Родные посадочные места пришлось спиливать пока двигатели не приняли нужное положение. Чтобы спокойно отцентровать моторы сначала изнутри на цианакрилат приклеил кружки из полистирола, а уже потом всю конструкцию клеил на обычный модельный клей.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Ниши шасси

Ниши шасси, насколько смог, привел в соответствие с фотографиями, добавил недостающие части стоек, силовой набор, шланги да трубки. Красил стойки полуматовым алюминием Акан 86001

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Окраска

Выбор варианта окраски самолета чуть было не поставил меня в тупик. Обилие схем камуфляжа и разнообразие цветов и вправду поражает воображение, но многие из них сложны в исполнении, а на некоторые сложно найти достоверную информацию по цветам. Именно из-за этого коробка и пролежала на шкафу несколько лет. Определиться с выбором помогла найденная в одном из Интернет-магазинов декаль «Regia Aeronautica Sicilia 1941» фирмы Print Scale.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Появилась прекрасная возможность убить сразу двух зайцев: получить интересный камуфляж и опробовать технологию его нанесения с помощью декали. В качестве базового цвета использовал эмаль Model Master Italian send 2110. Поскольку не нашел родного растворителя разводил краску художественным Уайт-спиритом (разбавитель №2), результатом остался очень доволен. Сделал прешейдинг и залил планер обильно глянцевым лаком.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Декаль меня очень порадовала, при погружении в воду она рассыпается на отдельные пятна и нет никаких проблем с углами двойной кривизны и тому подобным.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

Приваривал с помощью Model Master decal solvent solution, а когда он закончился (как и положено, по закону Мерфи почти под конец) заказал-таки Set и Sol от Microscale. Сказать честно, я не нашел большой разницы между этими двумя жидкостями, в смысле Set и MM solvent solution. Картографовские декали из коробки обе жидкости замечательно приклеивают, а несколько дубоватые камуфляжные пятна одинаково посредственно. После нанесения всех декалей залил их лаком, отшлифовал наждачкой 2500, а в некоторых местах и 1200, после чего опять прошел лаком. В итоге, ступеньки на декалях почти ушли, за исключением некоторых очень труднодоступных мест. Затем прошел сверху желтым фильтром Tamiya XF-3 на спирту. Выделил расшивку и немного попачкал в некоторых местах самодельной смывкой (масляные краски на пинене) и фирменной MIG neutral wash. В конце финишное покрытие Акан 84025 и полуматовый лак Акан 84003, так как само по себе финишное покрытие легко соскабливается в процессе последующей работы. Краски, лаки и металлики Акан использовал только с родным растворителем и отвердителем.

Экстерьер

Ну и мелочевка. Стволы пулеметов заменены на иглы, пулемет в центре фюзеляжа для стрельбы из окон поставил Lewis Мk III от MiniWorld. Антенны и расчалки – нить Хобби плюс. БАНО и фара - Elf. Шины красил прекрасно зарекомендовавшим себя Tamiya XF-69 Nato black. Для покраски торпеды смешивал какие-то Акановские металлики, уже не помню, что именно и тонировал водным пигментом Акан ржавчина бурая (старая) 96012. Очень хорошая и полезная вещь, надо сказать. Трубки Пито и арматура крепления торпед – иглы.

Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец
Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец
Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец
Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец

В работе над моделью и статьей использовал следующую литературу:

 

  1. Aircraft Profile publications 89 – The Savoia Marchetti S.M.79
  2. Война в воздухе №104 Savoia Marchetti S.79
  3. Catalogo nomenclatore per AEROPLANO SM.79 bis silurante
  4. Sky_Model_No.32 и №33
  5. Статья из журнала "Моделист-конструктор" №7 1993г.
  6. Статья на www.airwar.ru

Огромное спасибо всем коллегам, помогавшим в постройке модели. Отдельная благодарность KVM, sw(ws), adlersieg, sergio_vitalio и Seversky.

С уважением, Александр Анатолич Радченко.

» Информация о статье
Лучшая статья - декабрь 2010 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_3513.htmlЛучшая статья - декабрь 2010 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_3513.html
Nauks в 09.12.2010 - 19:01
Да и то, по правде сказать, сейчас бы купить его ещё раз и сделать заново, зная где и за каким углом что поджидает. Rolling Eyes

Ну это не проблема! :smile: Сделаете позднюю савойу без гандолы в цельно-зелёном или сером камуфляже. :wink:
nevo в 09.12.2010 - 20:37
Да и то, по правде сказать, сейчас бы купить его ещё раз и сделать заново, зная где и за каким углом что поджидает.
Ой, Александр Анатолич... Лучше так не делать. Проходили мы это. А потом купить третью, т.к. знаешь про "барабашек" во второй и т.д. :wink:
Модель отличная! Идеальных моделей нет и не бывает. Даже прототипы не идеальны! :grin:
Анатолич в 09.12.2010 - 20:46
Не, не, я ещё не совсем с ума сошёл второго S.M.79 лепить. У меня ещё куча моделей лежит в загашнике и ещё втрое больше в магазинах на полке, на которые глаза разбегаются и руки чешутся. Единственное на что меня хватило по нескольку раз это Ка-15 (все 5 вариантов) и F4U Корсар (3 варианта). Но я их делал давно и не заморачивался, да и размеры там другие. Так что с итальянцами баста, на ближайшее время. Добро пожаловать в мою ветку по постройке Ка-26.
nevo в 09.12.2010 - 21:04
Не, не, я ещё не совсем с ума сошёл второго S.M.79 лепить.
Ну... зато у меня с "кукушкой" проблемы :grin: Буду повторную ветку по "Каталине" открывать и "Ланкастера" в третий раз разбирать-собирать. Тоже, наверное, ветку открою... Полезное это дело. Народ всегда подправит, чтоб потом не переделывать :grin: Зато опыт приобретается именно в таких "гемороях" :wink: Короче, сам себе противоречу :roll:
А где ссылка на Ка-26? Зайду, почерпну чего-нибудь...
Анатолич в 09.12.2010 - 21:12
А, да - http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=27140, но я только начал.
sw(ws) в 10.12.2010 - 20:55
Добрый день!

какая то хреновина ,чуть ниже, торчит <...> возможно, что это фигня кустарного производства. Ни на чертежах, ни на других фото я лично этого не замечал.

Эта "хреновина" - заправочная горловина дополнительных топливных баков, которые монтировались в задних частях мотогондол.

С ув.,
SW
KVM в 11.12.2010 - 08:04
Да-предпологалось ,что это с запр. системой связано-и предпологаю ,для полётов на неё крепился обтекатель (вот фото или схему этого обтекателя и ищу)
alex_reft в 20.12.2010 - 13:19
Появилась хорошая подборка итальянских док.фильмов , в одной из серий есть сюжет подвески торпеды под савойю.
Вот ссылка одной из последних серий:
http://www.farposst.ru/2010/12/20/kinohroniki_voyny_Cinegiornali_Di_Guerra___15___L_a vanzata_fino_ad_El_Alamein__Mag_Giu1942_.htm
vnl в 21.12.2010 - 09:49
Мощная модель!
Во всех отношениях.
Андрей(МУХ) в 03.04.2016 - 18:31
Тема: Italeri 1/72 S.M. 79 Sparviero - Итальянский итальянец
Шикарно!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy