На строительство этой модели меня сподвиг намечавшийся группбилд «Торпедоносцы - Torpedo loss!». Поучаствовать хотелось, а вот строить очередной «Эвенджер» большого желания не было, хотелось чего-нибудь нестандартного. И выбор пал на давно дожидавшийся своей очереди вертолёт SH-60B Sea Hawk, вооружённый противокорабельной ракетой AGM-119 Mk.2 "Penguin", благо такой вариант вполне подходил под тематику данного группбилда.
Модель SH-60B от Хасегавы появилась в 90-х, достаточно хорошо известна, и до недавнего времени была в своём масштабе одной из лучших.
Геометрия модели в целом соответствует чертежам и фотографиям, если не считать некоторой зауженности фюзеляжа в хвостовой части, мало заметной на собранной модели. Деталировка, традиционно для Хасегавы 90-х, весьма лаконична, а в части интерьера кабины и некоторых внешних деталей ещё и выполнена «по мотивам». Тут свою роль играет и унификация модели с другими модификациями вертолётов семейства S-60.
К качеству пластика претензий предъявить нельзя, отливки без утяжин, облоя, без смещения половин пресс-форм, нужно только аккуратно удалить литьевой шов. К недостаткам можно с натяжкой отнести глянцевый белый пластик, затрудняющий визуальное обнаружение дефектов обработки поверхностей. К деталям из прозрачного пластика замечаний особых нет, за исключением, разве что, отлитых на лобовом стекле «дворников», копийности модели они не добавляют, это производителя кто-то обманул…
К сожалению, построить модель именно современного SH-60B из данного набора без дополнительной деталировки не получится, сказывается время разработки модели.
Для приведения модели к более-менее современному виду, в постройке были использованы наборы дополнительной деталировки: фототравление от Eduard и смоляные детали производства Armycast M&M, а так же декаль от Authentic Decals.
Если особых претензий к качеству фототравления и декали нет, то продукция Armycast оставила о себе весьма неприятные впечатления, но об этом несколько позже.
Итак, начнём сборку
Первым делом собирается интерьер пилотской кабины. Здесь весьма полезным окажется фототравление. Правда, стоит отметить, что перегородки как таковой между пилотской кабиной и грузовой на реальном вертолёте не существует, но её роль выполняют каркасы с разнообразным радиооборудованием, так что выполненная в фототравлении перегородка не так уж и далека от истины. Весьма неплохо выполнены и каркасы пилотских сидений, их нужно только дополнить подушками и спинками из остатков сидений исходного набора. Ручки управления пришлось сделать заново из подручных материалов, «родные» слишком переразмеренны. Переднюю часть кабины пришлось переделать весьма существенно: на модели нижние блистеры просматриваются «насквозь», тогда, как на реальной машине в передней части расположен весьма объёмистый отсек с радиооборудованием. Его часть, видимая через блистеры, выполнена из листового пластика, ориентируясь на имеющиеся фотографии.
На следующем этапе установлены часть фототравленных элементов грузовой кабины. Они так же дополнены деталями из листового пластика, дабы не оставлять зияющие проёмы на месте многочисленных блоков радиооборудования, которым буквально набит этот вертолёт. Информации по ним слишком мало для их копирования, да и видны они только на разобранной модели. Заодно поставлен на своё место смоляной отсек с оборудованием по правому борту, на модели он будет оставлен открытым. Забегая вперёд, стоит отметить, что это единственная смоляная деталь от Armycast, не потребовавшая доработок или замены.
В хвостовой части грузовой кабины по правому борту из медной фольги выполнен воздухозаборник, «в пластике» он был только намечен.
Блок выброса буёв весьма заметная деталь грузовой кабины, в пластике полностью отсутствует, а в фототравлении дана только его передняя панель и «паук» из трубок подачи сжатого воздуха. Сами трубы пришлось изготовить из подходящей по диаметру термоусадочной трубки. Левый борт изнутри дополнен накладными панелями и некоторыми внешними деталями, включая имитацию люминесцентной лампы. В верхней части перегородки выполнена фигурная вставка, закрывающая большую щель между потолком кабины и верхом фюзеляжа. К ней будет прилегать фототравленный блок потолочных переключателей.
После окраски пилотской кабины в тёмно-серый, почти чёрный цвет и интерьера грузовой кабины в серый и светло-голубой краскамиАкан, выполнена смывка масляными красками.
После сборки половин фюзеляжа и зачистки стыков доработана нижняя часть фюзеляжа: добавлены пять фар, включая две утопленные по полёту фары в передней части, для чего пришлось сделать вставку из толстого куска пластика, добавлены лючки и нарезана расшивка, а также накатана клёпка. Вклеены прозрачные детали кабины. На лобовом стекле удалены отлитые «дворники» и стекло заново отшлифовано и отполировано. Наложены маски из тамиевского скотча, при этом откорректирована форма верхнего левого блистера, на модели он выполнен симметрично с правым. А должен быть ассиметричным серповидной формы. После установки коробов датчиков в передней нижней части фюзеляжа, они дополнены некоторыми недостающими деталями из обрезков пластика и фототравления. Позже, непосредственно перед покраской, в передней части будет смонтирован так же кронштейн крепления FLIR.
Хвостовая балка дополнена самодельной подставкой под инфракрасную лампу в нижней части и перенесены на правильные места, установленные там антенны. Киль доработан фототравленными сеточками и дополнен деталями датчиков. Проблесковый огонь на вершине киля срезан и заменён прозрачным, заодно откорректировано его местоположение.
Непосредственно за кабиной в верхней части фюзеляжа располагается сдвигающаяся вперёд часть капота. Двигается она по направляющим, но в пластике вместо направляющих сделаны сплошные наплывы до самого капота. Их пришлось аккуратно спилить и установить самодельные направляющие из медной полоски.
На следующем этапе работы дорабатывались пилоны вооружения. Смоляные детали оказались лишь заготовкой, которую пришлось существенно дополнить и переработать, ни их форма, ни размер совершенно не соответствовали имеющимся фотографиям. Впрочем, фото доработанных деталей говорят сами за себя, хорошо видны пластиковые вставки отличного от смолы цвета.
Дальнейшая работа над моделью
... заключалась в установке накладных лючков по левому борту, включая заглушку на блок выброса буёв, имеющуюся на прототипе. Выхлопные каналы были углублены сверлом и дополнены деталями фототравления, имитирующими детали двигателя. Из подручных материалов изготовлена и верхняя подставка под ИФК лампу. Реальные вертолёты носят эти лампы очень редко, но подставки под них присутствуют практически у всех машин. Далее была откорректирована расшивка на верхней части вертолёта, обозначены замки капотов и накатана клёпка по всей поверхности фюзеляжа. К сожалению, чертежей с клёпкой обнаружить не удалось, пришлось ориентироваться на фотографии.
После монтажа пилонов был установлен на своё место стабилизатор в отклонённом положении, дополненный гидроцилиндром и узлами его крепления из обрезков трубок и медной фольги.
Воздухозаборники двигателей были доработаны деталями фототравления и установлены на своё место, так же доработан фототравлением рулевой винт.
Несущий винт доработан для соответствия морскому варианту со складывающимися лопастями – изготовлены гидроцилиндры и узлы складывания, обрезаны задние кромки лопастей. Добавлена проводка и шланги.
Следующий этап – FLIR и ракета «Пингвин». Смоляные детали не выдерживают никакой критики, но пойдём по прядку: с кронштейном не возникло особых проблем, но блок FLIR выполнен почему-то в виде положенной на бок бочки, хотя должен быть почти круглой формы. Пришлось распилить деталь пополам и обточить до получения более-менее подходящей формы, заново склеить и дополнить сеточкой из фототравления.
С ракетой всё оказалось ещё интереснее.
После того, как корпус ракеты был отпилен от литника, выяснилось, что он имеет сильнейшее смещение половин литьевой формы в хвостовой части, и восстановить нормальную цилиндрическую форму практически не реально. При внимательном изучении у меня возникло стойкое ощущение, что где то я эту ракету уже видел. Так и есть. Откопал в своих «закромах» набор американского вооружения от Хасегавы, там в комплекте аж три "пингвина", но несколько другой модификации - Мк3. Смоляная деталь - копия, причём плохая, Хасегавы, с небольшим дополнением. Но самое интересное не это. Естественно, я использовал корпус, и переднее оперение Хасегавы, слегка доработав. Приклеил на место сложенное смоляное оперение, примерил на пилон, взглянул на фото прототипа, и понял, что снова придётся переделывать. Площадь оперения оказалась в разы меньше требуемого!
Пришлось из листового пластика изготовить новое оперение, много большей площади.
Итак, постройка практически окончена, пришла пора заняться окраской.
Модель была загрунтована новым для меня грунтом – «White Primer & micro filer» от Alclad 2. Качество грунта меня вполне устроило, держится «насмерть», с трудом смывается даже чистым спиртом. Адгезия весьма капризной акановской краски вполне приемлемая.
Модель несёт стандартный трёхцветный окрас FS 36495; 3620 и 35237, при этом два последних цвета есть два оттенка одного и того же серо-голубого цвета, чуть светлее на бортах и чуть темнее на верхней части фюзеляжа. В сочетании с отсутствием чётких границ между этими цветами, на модели, как и на большинстве фотографий реальных машин, разницу в этих цветах заметить почти невозможно. Сам цвет, весьма, надо сказать, капризный, и легко меняющий свой оттенок в зависимости от внешнего освещения, подбирался смешиванием «Валеховских» красок Model Color № 70989 и 70905 с добавлением Акановского «Intermedia blue». Нижние поверхности окрашены акрилом от Gunze.После слоя Футуры наклеены декали, включая многочисленную техничку. Есть некоторые сомнения в точках её нанесения и соответствия именно морской модификации этого вертолёта, но я решил довериться в этом случае инструкции.
После ещё одного слоя Футуры выполнена смывка масляными красками на пинене, и дополнительно выполнена тонировка маслом верхней части фюзеляжа, для акцентирования более тёмного оттенка краски. В завершение окрасочно-отделочных работ нанесены небольшие следы эксплуатации и выхлопа на внешних поверхностях.
В последнюю очередь установлены многочисленные антенны, ПВД, фототравленные дворники, зеркала и прочая «мелочёвка», включая натяжную антенну. Прозрачные части фонаря кабины и окна покрыты снаружи слоем Футуры мягкой кистью, цветными лаками окрашены прозрачные самодельные БАНО и проблесковые огни.
На этом трёхмесячная работа над моделью была благополучно окончена...
Александр Гришин.
Ещё раз - спасибо, коллеги!
И осообая благодарность коллеге viggen08 за предоставленную информацию и конструктивную критику, весьма полезную в работе
:grin:
Спасибо, коллега! А за декаль?.. :roll:
И осообая благодарность коллеге viggen08 за предоставленную информацию и конструктивную критику, весьма полезную в работе
Прочел статью.... Просмотрел ветку... Дважды разглядывал фото... Много думал.... :grin: :grin:
Отличный Сикорский слетел со стапеля!! Классная работа!!! С удовольствием добавлю Вам в репутацию +!!!
Замечательная модель! Сегодня как-то всё реже стали встречаться люди заморачивающиеся с подобными объёмами работ в 72-м. Все так и норовят перейти в более крупные масштабы, дабы избежать трудностей с отсутствием афтемаркета и откровенно непроработанных заготовок. Отсюда на мой субъективный взгляд ценность работы только повышается. Критиковать ничего не хочу, не только потому, что не спец в данной технике, но и потому что просто не вызывает желания. Отличная модель, превосходная статья, качественные фотографии. Побольше бы таких материалов на нашем сайте! Браво, пошёл ставить плюс!
AleksGRI, а из чего сделаны зеркала заднего вида и дворники?
И то, и другое было в наборе фототравления. Зеркала имитированы зеркальной лавсановой плёнкой.
Отличная работа! Классный вертик вышел. Если бы не прочитал в статье, что это 1/72, то никогда бы не подумал - деталировка, качество работ, окраски - просто впечатляет. В общем одни только эмоции - очень понравилось!
Посты просмотрены....Поздравляю! В конечном итоге отличный аппарат вышел ! Тему увидел с большим опозданием....и то по ссылке на ДИШе :smile: Жаль, что не вертолетной ветке! )
Александр, хочу задать пару вопросов. Если не секрет, что за цвет интерьера кабины? Каким ривитером сделан такой ровный клёп? У меня значительно хуже получается :mrgreen: И если можно подробнее об изготовлении кресел и аппаратуры? Если можно, ответы в личку.
Отличная работа и красивая модель!
Заслуженный плюс.