«- Что - и не рухнул объятый пламенем?
- Не рухнул….
- Ну-у, ты, Сёмушкин не просто гусь, ты гусь-фантаст!»
Старший лейтенант Белобров (он же Родион Нахапетов)...
Видимо, нет в нашей стране того, кто хотя бы один раз не видел фильм «Торпедоносцы», где помимо прочего был подробно показан вполне похожий на себя (только нелетающий и на каком-то фантастическом лыжно-выкатном шасси) МБР-2 из музея СФ, который ни с чем не спутаешь. Ну, и, соответственно, почти всем, кто в теме, известно, что «Амбарчик», или «Амбар» - это народное название всё того же МБР-2. Вы спросите – а почему чужой? Ответ прост. Полищук Евгений, можно сказать друг и коллега, известный почтеннейшей публике как Starina (далее, для удобства именуемый в тексте данной статьи просто «сборщик») долго эту модель складывал-собирал-шлифовал (надеюсь, что он бросит ссылку, где ещё раз освежит в народной памяти сей процесс), но по ряду причин работу не закончил, а затем, по его словам, и вовсе утратил интерес к масштабу1/72 в целом. А далее получилось так, что дождавшись повода, он мне этот «амбар» подарил. Признаюсь, я отбрыкивался, поскольку тема не моя (меня «локалки» привлекают как-то больше, чем II-я Мировая), да ещё и гидроавиация. Но, в итоге, модель по почте доехала до меня без повреждений, а значит оставалось только одно - закончить сей труд, по-возможности не испортив начатого.
В общем, мне в руки попал практически полностью собранный МБР-2 в масштабе 1/72 , пластик от бывшей днепропетровской M-AVIA в упаковке «Восточного Экспресса». Сборщик постарался доработать исходную отливку, пользуясь главным образом чертежами из старых «Моделиста-Конструктора» и «Крыльев Родины». Насколько точно он это сделал, судить и проверять не буду, поскольку не специалист в данном вопросе. Во всяком случае, особых нареканий процесс сборки и доводки данной модели ни у кого на форуме вроде бы не вызвал. От меня требовалось – доделать кабины пилота и штурмана, установить на модель мелочёвку и окрасить её.
Проблема здесь была в том, что сборщик запихнул в кабины практически всё оборудование ( а красить такие дела на уже собранной модели, как все знают – полная ..опа), а также успел установить пилон с двигателем и подкрыльевые поплавки. По моим понятиям, пилон с двигателем надо было-бы монтировать в последнюю очередь, возможно на уже покрашенную модель, и тоже в окрашенном виде и с натянутыми расчалками. Но, увы, пилон был приклеен сборщиком прочно и намертво (не отдирать же!), а вместо креплений для расчалок сборщик ограничился тем, что засверлил дырочки в соответствующих местах. Так что здесь я ограничился лишь установкой в дырочки кусков тонкой проволоки. Получилось, возможно, не самым лучшим образом, но в данном случае вариантов у меня не имелось. В пилотской кабине установил кое-какую оставшуюся мелочь (например, привязные ремни на пилотское кресло). Больше всего мучений было с окраской кабин, и особенно с приборной доской - её я скомбинировал из обрезков декалей, но, в итоге, при установленном фонаре кабины она, если не приглядываться, почти и не видна. Увы, здесь тоже ничего не поделаешь, поскольку фонарь толстоват, не идеально прозрачный, да и отлит не без мелких дефектов. О его замене или полировке думать как-то не хотелось.
Теперь, что касается непосредственно окраски самого аппарата. Видимо, самый эффектный вариант на прилагавшейся декали из данного комплекта – камуфлированный МБР-2 с красной надписью «В бой за Родину!» и красным же бортовым номером «8». В инструкции вариант чётко не идентифицирован, видимо, это машина из 72-го САП ВВС Северного флота на зиму 1941/42гг. В сети отыскалась только одна фотография прототипа (она же приводилась, например в журнале «АиВ» №2-2009г в статье А.Заблотского и Р.Ларинцева «Бомбы на Петсамо» стр.40), сделанная фронтовым корреспондентом Г.Петровым, которую я здесь также прилагаю.
Хохма в том, что в комплекте «Восточного Экспресса» нарисован в цвете левый (по полёту) борт данного МБР-2. На фото же виден только правый (по полёту) борт. Причём, номер «8» на киле данного аппарата на фото не просматривается совсем, поскольку его загораживает крыло, то есть не факт, что этот самолёт действительно имел такой бортовой номер (хотя, конечно, как знать, любители пообсуждать такие казусы всегда найдутся). Соответственно, как относиться к надписи «В бой за Родину!», которая даётся декалью на оба борта, причём в одинаковом написании (не факт, что она с левого борта вообще была, как тут не вспомнить тамиевскийКВ-1 в 1/35 на башню которого японцы предлагают лепить не просто одинаковый, а ещё и зеркально-перевёрнутый лозунг – с одного борта «Победа будет за нами!», а с другого – «нами за Победа будет!), я, лично, не понял. Ну, раз уж дают две надписи, то налепим с обоих бортов, хрен с ним. Кстати, на фото у этого аппарата ещё и движок частично раскапотирован (видимо, для удобства обслуживания на морозе), что в моём случае тоже относиться к недочётам, которые уже «не лечаться». На собранной модели движок уже не доработаешь.
Следующий момент – окраска. Сразу оговорюсь, я прекрасно знаю, что по правилам тех лет на окрашенных серебристым лаком деревянно-полотняных МБР-2 металлические детали вроде мотора, накладок на центроплане или переплётов фонарей кабин окрашивались светло-серой краской (про это уже много писали). Однако, на фото окраска этих мест контрастной не выглядит и я, в конечном итоге, на этот момент откровенно плюнул. Соответственно, не надо мне на этот недочёт указывать, не тратьте силы, господа. Далее, много где писалось (и просматривается на некоторых фото), что на части МБР-2 в войну «подводную часть», т.е редан фюзеляжа и поплавков, покрывали чёрным кузбасслаком. Но на фото этот конкретный аппарат целиком серебристый, а ,значит, и этот факт я тоже проигнорировал. Кроме того, на фото «амбар» запечатлён на лыжном шасси, а в комплекте данной модели вообще никаких лыж нет. Делать их самостоятельно было бессмысленно. К тому же, сборщик долго мучался, воспроизводя спицы на колёсах. Поэтому, вопреки исторической правде аппарат решено было установить на колёса.
Сам «халхингольский» камуфляж прототипа вызывает ряд вопросов. Ведь явно сначала на серебристый аппарат нанесли надпись «В бой за Родину!», а уж потом краснофлотцы хаотически нанесли на машину краскопультом зелёные полосы-штрихи-зигзаги. Стараясь, по возможности, не закрасить этот самый лозунг на борту. На фото виден один, правый, борт машины, камуфляж с левого борта – это буйная фантазия ребят из «Восточного Экспресса», а как выглядел камуфляж на крыльях сверху (и сохранялись ли на них красные звёзды) – вообще большой вопрос. Стопроцентно воспроизвести всё это краскопультное безобразие весьма сложно, поэтому камуфляж делался больше «по мотивам» (в сети немало фото собранных моделей именно этого МБР-2 и с камуфляжем каждый старается по мере, так сказать, собственной испорченности, особенно это касается иностранцев), а камуфло на крыле сверху рисовал по образцу М.Гуменюка, который производил тестовую сборку МБР-2 M-AVIA для «М-Хобби» ( №3-2000г, стр.4), у него там, опять-таки, нет звёзд на крыле сверху, что я тоже и воспроизвёл. Камуфляж наносился эмалями «TAMIYA» ( за краски отдельное спасибо интернет-магазину The Simple Hobby Shop). Полосы накрашены цветом «олив драб». Кое-кто может поспорить, сказав, что цвет должен быть темнее (встречались в сети те, кто полагал, что цвет полос должен быть вообще «блак грин»), но, как говориться, не факт, поскольку на фото чётко видно, что камуфляжные разводы заметно светлее красного лозунга.
Поскольку на кресло пилота были установлены ремни, решено было разместить его где-то вне кабины. В загашнике нашлась переделка хасегавовской фигуры, которая ранее предназначалась мной для СБ. С грехом пополам пилот разместился позади фонаря кабины – то ли он оттуда вылез, то ли собирается залезть. Со стрелком поступил противоположным образом – вклеил его фигуру на место, ибо как там оно должно выглядеть внутри (сидение и прочее) мне не ведомо, а на фото и чертежах не просматривается. Штурмана я проигнорировал, оставив его кабину пустой. Пулемёты ШКАС использовал родные, они в наборе неплохие, только поставил кольцевые прицелы из остатков ФТД. Учитывая, что сборщик не поленился воспроизвести повреждения на стабилизаторе (пришлось на это место наклеивать «рванину» из тонкой фольги), а под крылья я подвесил «штатные» бомбы, «интермедия» получается примерно такая – экипаж вылетел на бомбёжку, но, получив повреждения, вернулся с полдороги, не сбросив бомбы. При этом штурман уже вылез из машины, пилот – в процессе вылезания, а стрелок пока сидит на месте. В качестве финального аккорда слегка попачкал колёса шасси и швы на капоте мотора.
Прилагаемые фото модели – лучшие из того , что получилось, поскольку съемка в зимнее время при дневном свете даёт не сильно хороший результат.
Возможно, конечный результат мог быть и более качественным, но, во всяком случае, сборщику этот результат вполне понравился, после чего он данную публикацию и одобрил.
С Новым годом!
Полосы и пятна по сравнению с приведённым фото совершенно не масштабны, надпись не в том месте (а там на фото такая вкусная протёртость от видимо швартового троса... ), "ватерлиния" - не отбита, спицы - интересны, но были ли они? отчего бы такие колёса в 30-егоды? иллюминаторы - выглядят как бойницы в кирпичной кладке.... - в общем есть куда совершенствоваться -вперёд и с Новым годом!
Да-а-а было дело, лет так 10 назад, как раз у меня сын родился и я эту модель забросил, а потом и вовсе интерес пропал.
Слава богу Влад не дал пропасть "Амбарчику". У меня остались фото, немного обсуждалась тут
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_9314_start_60.html
Вот фото по сборке к статье...
Эту модель Восточного Экспресса можно было дорабатывать бесконечно, много чего так и не доделал, но результат есть, моделька не погибла, и стоит себе теперь на полке у друга и радует глаз. Мне приятно....
Критиковать не хочу, знаю все её недостатки и вижу недостатки по покраске, сам может быть красил бы не так, но всё равно приятно.
Влад, дружище +1 в репутацию!
фронтовым корреспондентом Г.Петровым - мне кажется что подпись была - " из коллекции (или предоставлена) Г. Петровым". Поскольку Г.Петров личность известная в среде авиационных историков, но не военный корреспондент. Если же я ошибаюсь и это фото сделано другим Г.Петровым, именно военкором, то это удивительное совпадение
Тема: Восточный Экспресс 1/72 МБР-2 - Чужой...(#5925) - обсуждение
Полосы и пятна по сравнению с приведённым фото совершенно не масштабны, надпись не в том месте (а там на фото такая вкусная протёртость от видимо швартового троса... ), "ватерлиния" - не отбита, спицы - интересны, но были ли они? отчего бы такие колёса в 30-егоды? иллюминаторы - выглядят как бойницы в кирпичной кладке.... - в общем есть куда совершенствоваться -вперёд и с Новым годом!