Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т

Давным давно, а именно 15 лет назад, я был радостным безработным студентом, занимался "поклейкой танчиков", ни в чем себе не отказывал, проводил ночи за верстаком в нитротумане, и был весьма доволен жизнью.

 Прошли годы: на студента упали семейные заботы и прочие общечеловеческие обязанности. Времени для хобби просто не стало. В семье появился сын. Конечно, дети растут, и вот он миновал тот возраст, когда хочется все разломать, и достиг тех лет жизни, когда он способен слушать, смотреть, и не лезть руками туда, куда не следует, пока папа не разрешил. В общем, в один прекрасный день я решил, что стоит, наверное. расчехлить инструмент, снять с полки какую-нибудь пыльную коробку, и, на глазах удивленного потомка, превратить кучку пластика в целый самолет.

Поскольку проект предполагал действия по алгоритму "сделать с минимумом затрат", то в качестве материала для тренировки был выбран первый попавшийся под горячую руку аппарат: Як-9Т от "Восточного экспреса", пролежавший в ящике года так с 2000го. Признаюсь, что к началу строительства, а это был январь 2015 года, канул в лету и компрессор от холодильника, и белорусский аэрограф, а остались только баночки с хамброловскими эмалями тех еще лет выпуска. Потому думал, что покрашу кистями, и на том успокоюсь.

Нашла коса на камень практически сразу при сборке кабины летчика: я решил тряхнуть стариной, и сделал на кресло пилота привязные ремни из фольги и тонкой проволоки. И тут, как говорится, завертелось...

Ремни настолько преобразили обычное пластмассовое креслице, что было принято волевое решение сделать самолет по возможности более похоже на настоящий. Поэтому процесс пошел чувствительно медленнее, чем предполагалось.

Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Кабину собрал с использованием имеющихся в наборе деталей, окрасил акрилом от "невской палитры", сделал смывку и прошелся сухой кистью. Далее обнаружил, что в наборе начисто отсутствует приемлемый вариант задней полки вместе с радиостанцией, пришлось делать ее с нуля под удивленным взглядом сына: ого, как можно, оказывается!.. Немного пластика, тянутого литника, фольги и проволоки, и полка, вместе с имитацией радиостанции, проводки и двух умформеров, заняла свое место за креслом пилота. Как мне кажется, получилось весьма пристойно.


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

По ходу пьесы я высверлил имеющиеся в наборе выхлопные патрубки, вклеил их по местам, и после собрал фюзеляж. Собрал винт, имитацию ствола 37-мм пушки отрезал и заменил ее на иглу от канюли. 


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Стало понятно, что малой кровью сборка не обойдется - у модели начисто отсутствуют ниши шасси. То есть как класс они имеются, но не более. Девственная чистота и непорочность. Пришлось брать в руки дремель и выбирать толстенный слой пластика, дабы освободить пространство для постройки внутренностей ниш. Далее - дело техники, спасибо форумчанам за предоставленные фотографии. Немного полистирола от крышек, пара дней подгонки и ниши стали напоминать то, что видно на архивных фотографиях.


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Чуть позже, когда просох клей и была убрана шпаклевка, я добавил в ниши имитацию внутреннего убранства и проводки: стало поживее.


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Опять же, производитель обозначил расшивкой, но не отлил в пластике, воздухозаборники у корня крыльев, их пришлось высверливать, вытачивать и вышпаклевывать. Правильная прямоугольная форма достигнута приклеиванием тоненьких рамочек, с последующим шпаклеванием их по периметру и выводу их заподлицо с кромкой крыла. На данном фото они видны без слоя шпаклевки.


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

В целом, модель собиралась на подножном материале, все, что в ней не хватало, я старался сымитировать при помощи доступных материалов. Единственное дополнение, купленное в магазине, это эпоксидные колеса от Kora models, а так же хвостовой навигационный огонь из старых запасов Интеравиа. От них же нить антенны. Так же я искал новый фонарь кабины, но успеха в этом не достиг, увы.
Сам фонарь я обработал средством Clear от Humbrol, и он стал куда прозрачнее, чем был. 

Итак, изведя полтюбика шпаклевки, мы подошли к этапу окраски. Тут ребром встал вопрос, а чем красить-то, если аэрограф канул в Лету? Аэрографом, и помогут нам в этом рукастые китайские друзья, копирующие японские аэрографы массово и за мелкий прайс. От них же был приобретен компрессор с ресивером: гулять так гулять! Так, незаметно для себя, постройка модели самолета, купленного в свое время за 1,8 евро, достигла стоимости в 130 евро... Отлично, жена аплодировала стоя, но останавливаться теперь уже как бы и не логично, нужно доделать начатое. 

Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Красилась модель красками Vallejo AIR. Сперва это был ад и Израиль, краска то забивала сопло, то летела шагренью, не смотря на то, что давление я ставил, как рекомендовали на сайте производителя. Началось долгое курение ветки форума, и ответ был найден. Докупил несколько бутылочек, исправивших дело: фирменные растворитель и очиститель аэрографа, а так же гель-ретардер. Опять же, я понизил давление воздуха, стал мешать краску в пропорции 1:1 с растворителем, добавляя туда мазок ретардера с зубочистки. И процесс пошел. 
Грунтовка, прешейдинг, светло-голубой на брюхо. Для масок использовал тамиевский скотч: изумительная вещь, не оторвал ни единого кусочка краски. Для камуфляжа использовал осветленные белым US grey и German grey. Потом глянцевый лак и декали с вальеховской химией. Что могу сказать, то густо, то пусто. Надпись на правом борту не приварилась, и серебрится до сих пор, не смотря на все усилия. Слева же все встало на места самым замечательным образом. Мистика... Хотя, учитывая возраст декали, результат предсказуем.


Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Далее - еще слой лака, и смывка маслом на пинене. Помимо смывки все стыки были выделены тамиевским лаком x-19 Smoke. Опять лак, на сей раз матовый. По нему наносились пигменты: черный на борта и землистый на брюхо и крылья. Всё было закреплено еще одним слоем матового лака. 

Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т 

Финальным аккордом я установил проволочные солдатики на крылья, поставил БАНО и натянул антенну.
И конечно же, снял маску с фонаря кабины.

Что могу сказать: модель я не впихивал ни в какие чертежи.
За это время я понял, что хобби должно приносить именно радость и удовольствие, а не страдание и бессонные ночи. 
Не стоит делать из хобби спорт максимальных достижений: это больно, местами скучно и нудно, а результат становится все более и более недостижимым, чем дальше мы углубляемся в перепиливание.
Хотя, чего я говорю? Каждому свое.

Модель получила некоторые самодельные дополнения, полностью замененными на афтермаркет оказались только колеса: то, что предлагается в наборе, больше похоже на колеса от Газ-АА. 

На сборку самолета ушло много шпаклевки, в том числе я пользовался тамиевской двукомпонентной шпаклевкой - детали иногда очень плохо сходятся. Все таки, 15 лет назад производители не были так компетентны в производстве, как сейчас.
На постройку самолета у меня ушло практически 9 месяцев: за это время я успел как потерять работу, так и найти вновь. Думаю, что не будь этих событий, и самолет был бы окончен в июне. 

Конечно, сын, ради которого все затевалось, не остался в стороне от сборки, и кое-что даже приклеил сам. Да и мне он помог вернуться в моделизм.
Такие дела, надеюсь, что первый самолет после 15-летнего перерыва вышел неплохим. 

Спасибо за внимание!

Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9ТВосточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9ТВосточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9ТВосточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9ТВосточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т

» Информация о статье
SHINGO в 29.09.2015 - 15:34
SHINGO, а такая дека была именно в наборе?
да, в наборе. Вопроса, какой самолет делать, не стояло вообще :)

Добавлено спустя 7 минут 20 секунд:

SHINGO
Фонарь надо было бы сначала собрать (ну я так делаю, когда фонарь из кусков), а потом подгонять модель к нему... Либо можно было загнуть из упаковочного пластика сдвижную часть и делать открытым. Либо есть вакушные фонари от Pavla.

По сколам. Я считаю, что если красить модель акрилом, то сколы надо делать традиционным способом, т.е после грунта, или вместо грунта, покрывать модель хорошим, не сильно дорогим металликом (алюминий, хром-сильвер)... например эмали от ганзы (просто эмали, не "мистер металл"). В принципе есть хорошие автомобильные. Есть тамиевские...но имхо ганза лучше. Есть неплохие от ревелла. Потом в нужных местах процарапываем после окраски, для сильных сколов можно использовать соль. Но тут надо понимать, что Як да и прочие советские самолеты были не цельно металлическими и металликом надо закрашивать только то, что было в реальности металлическим.



С уважением, Александр.

изначально я не планировал делать фонарь открытым, поэтому и приклеил все раздельно. Потом посмотрел на толщину кромок, и решил закрыть. Из прозрачного пластика думал выгнуть, но не придумал, как. А павловский фонарь я в открытом доступе не нашел.

По сколам: вообще, статью о том, как делать сколы, нашел и прочитал уже тогда, когда модель была под камуфляжем и первый раз покрыта лаком. Немного поздновато.
Pavel_P в 29.09.2015 - 15:58
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Модель получилась, статья читается с удовольствием.
Redstar_72 в 29.09.2015 - 17:39
Очень неплохо, после такого-то перерыва!
Удачи в дальнейшем творчестве!
Завидую я Вам... Мой перерыв затянулся уже почти на столько же, но я пока всё не могу решиться вернуться... :sad:
SHINGO в 29.09.2015 - 17:59
Очень неплохо, после такого-то перерыва!
Удачи в дальнейшем творчестве!
Завидую я Вам... Мой перерыв затянулся уже почти на столько же, но я пока всё не могу решиться вернуться... :sad:

Ну, не стоит мне завидовать, как говорил Остап Бендер, "Я человек завистливый, но тут завидовать нечему". Вот подойдите к полке с долгострями, возьмите самый нетронутый из наборов, и просто попробуйте собрать его "из коробки". Если мои расчеты верны, то вас должно затянуть обратно в моделизм недели за 2-3 :)
Владимир85 в 04.10.2015 - 12:46
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
отличная модель вышла
SBard в 05.10.2015 - 17:11
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Отличная модель!
С возвращением...
Немного истории прототипа http://airaces.narod.ru/all9/tormahov.htm
FROGGER в 09.10.2015 - 15:19
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Мне нравится. Молодец автор.
И концепция "немазохистского моделизма" - тоже ))))
Все нужно в меру.
никан в 09.10.2015 - 21:17
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Хотя это не мой маштаб , работа понравилась. На мой взгляд и вкус , низ немного темноват..
SHINGO в 10.10.2015 - 10:18
Тема: Re: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Мне нравится. Молодец автор.
И концепция "немазохистского моделизма" - тоже ))))
Все нужно в меру.

Спасибо!
Мазохизм хорош в других местах, в хобби ему не место. Хотя, если мазохизм - это хобби, то... ;)

Добавлено спустя 4 минуты 46 секунд:

Хотя это не мой маштаб , работа понравилась. На мой взгляд и вкус , низ немного темноват..

низ красил, осветлив белым немецкий RLM65 Hellblau, сравнивая результат с выкрасками из этих ваших интернетов. На мой взгляд, получился невыцветший АМТ-7, оттенок которого меня устроил.
Малиновский в 20.10.2015 - 21:25
Тема: Восточный Экспрес/Дакопласт 1/72 Як-9Т
Да, хорошая работа, с учётом длительного перерыва в "практике" выглядит здорово. Очень понравилось качество окраски, может с грязью и перебор (прям замухрышка) но это только ИМХО. Можно сделать несколько замечаний, но эти замечания адресованы самому набору а не автору.
Новые стёкла делать совершенно не сложно. Берёте родной фонарь, приводите его геометрические формы в норму (если это требуется) и обязательно полируете.
Для изготовления нового фонаря понадобится мягкий прямоугольный ластик, маленькие тиски, свечка и упаковочный прозрачный пластик ( не толстый и не слишком тонкий, срез пластика укажет на его оттенок, обратите внимание на однородность материала ). Насаживаете фонарь на ластик (ластик подрежьте так что бы он как можно плотнее заполнил внутреннюю часть фонаря) . Ластик зажмите в тиски или как то ещё, главное надёжно. Прозрачный пластик разогреваете над свечой и как бы натягиваете его на фонарь.
Обязательно, сперва попрактикуйтесь на фонаре который не жалко испортить, если сильно разогреть прозрачный пластик то можно оплавить тонкие уголки фонаря.
Для Яка-девятки фонарь-основу сперва лучше склеить. Склейте лобовую часть и сдвижную (для удобства изготовления) а заднюю часть делать отдельно. Подобным родом я изготовил фонари для Як-1, Як-2, Як-9т, всё в 72 масштабе. http://karopka.ru/community/user/14238/
С уважение и возвращением.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy