Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXСегодня речь пойдет о модели одного интересного самолета, который стал самым тяжелым палубным самолетом US NAVY и прародителем одного из самых известных самолетов США - Grumman F-14 Tomcat. Вашему вниманию представляется обзор редкого винтажного кита экспериментальной модификации знакомого многим F-111 Aardvark – тяжелый палубный истребитель General Dynamics/Grumman F-111B TFX (Experimental Tactical Fighter). В общем, «Палубный Муравьед».
ВведениеДанная статья примечательна тем, что автор ее начал писать 4 года назад - весной 2010-го, но так сложилось, что статья увидела свет только в 2014 году. В отличие от моих последних обзоров, в данной статье я уделю достаточно внимания таким вещам, как история и матчасть. Но в тоже время, она не будет перегружена ненужным сравнением модели с фотографиями деталировки реального самолета. Поэтому данная статья не ограничится стандартным для меня обзором, а будет дополнена небольшим исследованием матчасти прототипа с целью расставить точки над i в нелегком вопросе матчасти столь редкого самолета и его отличиях от серийных армейских собратьев. Размер данной статьи может испугать неискушенного чтивом читателя. Обзор старой винтажной модели отличается от обзора горячей новинки. Тут не оценивают деталировку, не подсчитывают число заклепок на фюзеляже или число тумблеров в кокпите. Основным критерием кошерности такой модели является ее геометрия. Так как модель представляет собой или историческую ценность или хорошую основу для конверсии. От нее и будем отталкиваться. ИсторияРассказывать про историю F-111 – дело неблагодарное, да и «попахивает бояном». Поэтому я ограничусь небольшим рассказом про историю его модификации F-111B. Отец Легенды или «Папочка» TомкетаЕдинственным, кто выиграл от разработки F-111В, была фирма Grumman. После провала F-111B, была организована новая флотская программа по замене F-4 – VFX. Grumman пошла по пути наименьшего сопротивления и выставила на конкурс глубоко переработанный проект F-111B. Новый проект по программе VFX имел очень много общего с F-111В. Grumman полностью перепроектировала планер, но сохранила двигатели, систему управления оружием и вооружение. В первоначальном варианте VFX-1 имел однокилевое хвостовое оперение, те же двигатели и аналогичное бортовое оборудование. Вместо вращающейся секции наплыва установили выдвижную горизонтальную поверхность. Весовые показатели значительно улучшились, изменились воздухозаборники, а новый фюзеляж позволил снизить аэродинамическое сопротивление. Это позволило Grumman при минимальных затратах выиграть в конкурсе. А флот получил новый истребитель, ставший легендой и визитной карточкой US Navy на следующие 35 лет – Grumman F-14 Tomcat. КитографияМоделей конкретно F-111B было немного. Одновременно в 1966-1967 году вышли 2 модели. Модель Revell 1/72, о которой пойдет речь в данной статье. Модель больше никогда не переиздавалась в виде именно F-111B. Второй была модель от Aurora в масштабе 1/48. Модель была больше игрушкой, нежели моделью. Обе модели позволяли собрать как F-111B, так и F-111A. Модель от Aurora сегодня еще можно найти в продаже. Упаковка и содержимоеКоробка выпуска 1966 года. Плотный картон, рисунок и полиграфия в старом стиле, знакомому многим по Пластикарту. Артикул Н-208:200. В коробке находятся инструкция, декаль, 5 литников. ИнструкцияИнструкция представляет собой лист А3 со схемами с двух сторон. Дано подробное описание процесса сборки сопроводительным текстом. По инструкции – шасси можно сделать убирающимся. В общем, в старом стиле. Правда схемы окраски довольно простые и указания цветов в инструкции могут быть приблизительными или вовсе неточными. Больше всего убило отсутствие второго боковика для 3-го варианта. Как красить камуфлированный самолет с несимметричным камуфляжем – одному богу известно. Но тогда, 45 лет назад на эту тему не заморачивались, как нынче. ДекальДекаль древняя. Подложка уже пожелтела, кое-где потрескалась. Сама она с запасом опоясывает элементы декалей. Есть смещения цветов на мелких ОЗ. От старой декали много не потребуешь, поэтому перейдем к вариантам окраски. Литники и литьеВсего в наборе 5 литников, 78 непрозрачная деталь из светло-серого пластика, 1 деталь из прозрачного пластика. На некоторых мелких деталях присутствует мелкий облой. Ничего криминального нету, модель ведь вышла 45 лет назад. Усадок пластика и недоливов почти нет. Расшивка модели тонкая внешняя. Заклепочных швов нет. Сама расшивка местами неравномерна. Ее необходимо срезать и нарезать новую внутреннюю. На точность ее не проверял, ибо в этом нет необходимости. Ну, а теперь обо всем подробнее. МатчастьПрежде чем приступить к анализу геометрии, необходимо разобраться в матчасти F-111B и его отличиях от своих серийных собратьев – F-111A, F-111C и F-111E.
Конструкция воздухозаборников также была иной и имела 3 вариации. Первый вариант Triple Plow I с наклонными панелями отсекателей погранслоя стоял на YF-111B (151970, 151971, 151972). Второй вариант Triple Plow I – панели отсекателей уже не были под наклоном - YF-111B (151973, 151974). Третий и последний вариант – Triple Flow II уже без панелей отсекателей стоял на предсерийных F-111B (152714, 152715). Такие же воздухозаборники позже получили серийные F-111C, F-111D, F-111E, FB-111A, EF-111 и другие поздние модификации. Различия продемонстрированы на картинке. КрылоКрыло дается в двух вариантах – стандартное для F-111A и с увеличенным размахом для F-111B. Наплывы в корневой части крыла сделаны не совсем верно - толщина избыточна, а обтекатели механизма поворота консолей расположены не на своих местах. По геометрии крыло неплохо вписывается как в чертежи F-111A, так и в чертежи F-111B. Единственное, что неверно — форма законцовки крыла. Расшивка на крыле не соответствует действительности. Кромки крыла тонкие, только в одном месте есть непонятное утолщение на задней кромке, которое надо убрать. В тоже время, передняя кромка и сам профиль крыла толстоват. Сами консоли крыла в модели даются подвижными. ФюзеляжСпина фюзеляжа слишком плоская в районе осей поворота консолей крыла. Рельеф спины в районе двигателей не совсем точный. Это видно по фото модели и самолета. По чертежам МК и Bunrindo - центроплан заужен на 2 мм на отрезке между осями вращения консолей и стабилизатором. По чертежам Detail&Scale – фюзеляж наоборот на 5 мм длиннее между соплами и осями вращения крыла и не имеет проблем по ширине. По чертежам PKL – центроплан на 1 мм заужен и он длиннее на 6 мм. Закабинный горб и его рельеф на модели менее выражен. Это видно из чертежей. Носовая часть в районе кабины и обтекателя РЛС имеет не совсем верные сечения – излишне квадратные в районе козырька приборки. Носовой обтекатель неверной формы. Он не соответствует по геометрии обтекателю раннего и позднего типа – он короче на 2 мм, чем ранний, и на 9 с копейками миллиметров короче позднего, который был у самолета с бортовым номером 152714. При виде сверху, носовой обтекатель сильно заужен. Носовой обтекатель для F-111A неплохо ложится в чертежи, разве что имеет немного полные обводы в передней части. Фонарь и горб на фюзеляже за ним соответствуют больше 5 первым самолетам Y/F-111B и F-111A, нежели 2 предсерийным F-111B. Сам горб на модели слишком плоский. Хвостовой ласт между соплами по форме ближе к первым четырем самолетам Y/F-111B и ранним F-111A выпуска до 1967 года, но у него неверно сделана верхняя часть и вырезы. Поэтому слепить предсерийный F-111B из этого пластика довольно затруднительно. Киль и стабилизаторыКиль и стабилизатор не имеют проблем с геометрией. Обтекатель на киле соответствует первым трем самолетам. На обтекателе есть облой. Мелкая деталировка в виде АНО и стекателей статического электричества отсутствуют, как и в других моделях того времени. Законцовки стабилизаторов даны как для F-111A с обтекателями, так и для F-111B без них. Кромки тонкие. Подфюзеляжные кили нормальны в геометрии, на поверхности есть по паре толкателей. Воздухозаборники и соплаВоздухозаборники похожи на реальность. Сделаны грубо. Больше всего они похожи на ВЗ ранних F-111A и 3 первых F-111B – Triple Plow I с наклонным отсекателем пограничного слоя. На 2 следующих YF-111B стояли прямые отсекатели, а на 2 последних F-111B стояли ВЗ уже другого типа Triple Flow II без огромной панели отсекателя пограничного слоя. Кромки ВЗ, отсекателя естественно надо привести в надлежащий острый вид, щель между отсекателем и фюзеляжем обработать от толкателей и перенести распорки в этом канале. Необходимо сделать щель между отсекателем погранслоя, телом конуса ВЗ и кромкой ВЗ. В общем – много работы. ШассиШасси модели сделано подвижным. Оно может убираться и выпускаться. Поэтому, шасси сделано и выглядит как игрушка – в угоду механизации. Говорить о копийности и деталировке не приходится. Ниши сами по себе тоже отсутствуют. Форма выреза основных ниш шасси неверна. Повсюду толкатели. Колеса под замену. В общем, или брать все это хозяйство (ниши, створки, стойки, колеса) от других моделей – Italeri или Hasegawa, или делать все самому с 0. Плюс необходимо учитывать, что шасси YF-111B/F-111B отличалось от шасси остальных серийных модификаций F-111 конструкцией основных стоек шасси и размерностью колес. КокпитКокпит сделан неплохо для 1966 года. Но нынче этого недостаточно. Приборка условна с хаотичным расположением приборов, примитивные кресла, толкатели на боковых пультах. Есть 2 хороших фигурки пилотов с РУСами в руках. ОстеклениеФонарь кабины широкий. На 1-2 мм особенно в передней части, что подтверждается всеми чертежами и фотографиями. Разметка переплета не совсем верна. Проблема чем-то похожа на проблему остекления модели Hobby Boss 1/48. Сам фонарь больше соответствует фонарю YF-111B и F-111A, нежели двум предсерийным F-111B. ВооружениеВооружение в модели отсутствует, как и пилоны для него. Пилоны можно сделать самому, а ракеты AIM-54 Phoenix взять из наборов вооружения Hasegawa. Также нет пушки M61 Vulcan. МелочевкаМелочевка модели также далека от истины. Лучше все выкинуть и сделать самому заново - антенны, посадочный гак. Заодно стоит сделать многочисленную отсутствующую деталировку – решетки, мелкие воздухозаборнички, антенны, обтекатели, трубку системы слива топлива, опору на хвостовом ласте между соплами и многое другое. Дается простенькая имитация антенны РЛС. СобираемостьНесмотря на возраст модели, стыкуемость средняя. Стыки на крыльях и стабилизаторах лечатся подгонкой. Носовая часть стыкуется паршиво, стыки неудобные, щели, шпаклевать придется немало. Стык кабины с центропланом тоже не из приятных. А так, в целом можно было ожидать худшего от 45-летней модели. АфтемаркетМодель нуждается в афтемаркете в срочном порядке. Афтемаркет дается как на модификацию А, так и на модификацию В с целью расширить возможности по доработке.
Смола
Окрасочные маски и фонари
Итог по моделиМодель представляет интерес только со стороны истории моделизма, но не более того. «Скелет динозавра для действующего зоопарка». Модель имеет хорошую для F-111A геометрию, но ввиду различных особенностей, F-111B из этой модели сделать можно, но проблематично. Модель больше соответствует YF-111B 151970 и YF-111B 151971. Как следствие преклонного возраста модели – а ей стукнуло 48 лет – деталировка бедная, расшивка внешняя. Декаль бесполезна. Поэтому, если делать не из коробки, то придется приложить много усилий, которые уйдут не на выправление геометрии (а она неплохая), а на доработку деталировки. Есть определенные вопросы по геометрии центроплана, но у меня нет однозначного ответа в этом вопросе из-за неточности чертежей. Единственное, что можно сказать, что носовая часть модификации В – не удалась. То, чем модель была бы так полезна моделисту – оказалось ее главной проблемой. Зато из этого набора можно без труда построить довольно точный F-111A ранних серий. Варианты конверсийНаличие конверсионного набора Pete's Hangar 1/48 F-111B conversion set с декалями позволяет сделать F-111B в 48-м масштабе. Если в 72-м масштабе довольно туго с афтемаркетом на F-111, а модель от Hasegawa мало того что редкая, но еще и дорогая. В 48-м масштабе ситуация обстоит на порядок лучше – есть свежий афтемаркет, выпущенный под линейку моделей F-111 от Hobby Boss, и сами эти модели, из которых F-111C и FB-111A годятся для конверсии в YF-111B 151974. Этот вариант оптимален по следующим соображениям:
Почему нельзя в остальные 6 Y/F-111B? Можно, только уровни сложности этих конверсий будут варьироваться от среднего к сложному. Для постройки первых 4-х необходимо сделать самодельный ласт между соплами. Для постройки двух предсерийных F-111B необходимо делать самодельный носовой обтекатель и капсулу кабины с горбом на фюзеляже. Именно последних двух F-111B будет сложнее всего получить. Есть еще более мелкие различия, но они не настолько трудоемкие, как вышеперечисленные. C набором от SB Castings можно построить ранние 3 YF-111B, но в том наборе нет декали. А ее наличие в наборе от Pete's Hangar делает его вне конкуренции. Источники информацииПри написании статьи-обзора использовалась следующая литература:
Использовались следующие чертежи:
ФотообзорыПри написании статьи использовались следующие фотоматериалы:
Но я не стал нагружать читателей сравнением деталировки модели с фотографиями реального самолета. Это было бесполезно, так как деталировка модели морально устарела на текущий момент. Все таки это не обзор модели от Hobby Boss. РезюмеСо времен написания обзора по Валькирии, для меня это была самая сложная статья с точки зрения изучения прототипа и его матчасти. Статья Томми вместе с книжкой Naval Fighters позволили частично распутать хитросплетенный узел матчасти самого малоизвестного Муравьеда.
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1056/–22 |
Откуда: | Moscow |
Kent в 06.03.2014 - 07:20 Почти 1000 новостей и ни одной модели...
Эт точно! Пора б уже чего-нить и сделать....А то, квалификацию совсем растеряешь! |
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:25 Kent
Игорь, делаю - медленно собираю травло на линкоре Севастополь. вчера доделал травленые тамбуры всех трапов в подпалубные кубрики и помещения. Почти одновременный финиш двух ГБ меня выбил из модельной колеи на две недели. HOOLY_GUN Красавец! |
Nazar в 06.03.2014 - 07:36 Тема: Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Хорошая статья, но он не был самым тяжелым палубным самолетом. При взлете с палубы его вес не превышал 35000 кг, несмотря на проектный почти в 40000. Скайуорриер, который реально является самым тяжелым, серийным палубником, взлетал с максимумом в 38000 кг, ну а о Геркулесе я вообще говорить не буду. |
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:42 Nazar
Вов, в Навал Файтерс видел цифру - Max takeoff load - 39*** это на пару тонн больше А-3 с макс нагрузкой. геркулес как и U-2C, TR-1 - это были единичные взлеты/посадки на палубу |
alekom в 06.03.2014 - 07:43 Фундаментальная работа!!! Супер!! Картинки все осилил посмотреть)) Читать.. пока с глазами проблемы к сожалению.... |
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:46 тут соглашусь, не знал, что с палубы он взлетал недогруженным.
Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд: alekom Олег, спасибо за отзыв! |
Nazar в 06.03.2014 - 07:58 тут соглашусь, не знал, что с палубы он взлетал недогруженным.
Ну у них как-бы расчетная масса максимальная была, но в процессе испытаний на нее не вышли. Но все равно дура здоровенная конечно. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX