Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Сегодня речь пойдет о модели одного интересного самолета, который стал самым тяжелым палубным самолетом US NAVY и прародителем одного из самых известных самолетов США - Grumman F-14 Tomcat. Вашему вниманию представляется обзор редкого винтажного кита экспериментальной модификации знакомого многим F-111 Aardvark – тяжелый палубный истребитель General Dynamics/Grumman F-111B TFX (Experimental Tactical Fighter). В общем, «Палубный Муравьед».

 

Введение

Данная статья примечательна тем, что автор ее начал писать 4 года назад - весной 2010-го, но так сложилось, что статья увидела свет только в 2014 году. В отличие от моих последних обзоров, в данной статье я уделю достаточно внимания таким вещам, как история и матчасть. Но в тоже время, она не будет перегружена ненужным сравнением модели с фотографиями деталировки реального самолета. Поэтому данная статья не ограничится стандартным для меня обзором, а будет дополнена небольшим исследованием матчасти прототипа с целью расставить точки над i в нелегком вопросе матчасти столь редкого самолета и его отличиях от серийных армейских собратьев. Размер данной статьи может испугать неискушенного чтивом читателя. Обзор старой винтажной модели отличается от обзора горячей новинки. Тут не оценивают деталировку, не подсчитывают число заклепок на фюзеляже или число тумблеров в кокпите. Основным критерием кошерности такой модели является ее геометрия. Так как модель представляет собой или историческую ценность или хорошую основу для конверсии. От нее и будем отталкиваться.

История

Рассказывать про историю F-111 – дело неблагодарное, да и «попахивает бояном». Поэтому я ограничусь небольшим рассказом про историю его модификации F-111B.
Разработка F-111 началась в 1960 году по программе TFX (Experimental Tactical Fighter). Первый этап работ закончился осенью 1961 года, когда флот и ВВС пришли к общему мнению относительно тактико-технических характеристик. Они были розданы шести фирмам для разработки эскизных проектов будущего самолета. ВМС хотели получить новый истребитель (F-111В) для завоевания превосходства в воздухе и заменить им McDonnell F-4 Phantom II. Он должен был патрулировать на большей дальности от авианосца, поражая обнаруженные цели с помощью УР большей дальности AIM-54 Phoenix. Одновременно с этими задачами, самолет мог бы использоваться для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя. ВВС видели F-111 как многоцелевой самолет для замены тактических истребителей F-105 и F-4. Особое внимание обращалось на возможность совершать полет на малой высоте со сверхзвуковой скоростью. Флот отнесся к этому требованию ВВС скептически, так как летчик в таком полете физически не мог производить опознание цели и наведение на нее имевшихся видов оружия. Поэтому палубная модификация не оснащалась соответствующим оборудованием. Основным требованием была унификация палубной и сухопутной модификации самолета, чтобы добиться быстрого освоения новой техники и развертывания серийного производства. Проекты на конкурс представили фирмы: Lockheed, McDonnell, North American, Boeing, Chance-Vought совместно с Republic и General Dynamics совместно с Grumman. Наибольшая унификация была у совместного проекта General Dynamics и Grumman (82% общих деталей). Ответственным исполнителем программы TFX назначили ВВС, а флоту поручили руководить разработкой двигателя TF30. Главным подрядчиком назначили фирму General Dynamics, которая отвечала за постройку передней и средней частей фюзеляжа с крылом и механизмом его поворота. За постройку остальных частей конструкции и сборку F-111B отвечал Grumman. Контракт на производство опытных и предсерийных самолетов заключили в ноябре 1962 г. Постройка первого F-111В была закончена в конце 1964 года, а свой первый полет он совершил 18 мая 1965 г.

В основу конструкции истребителя легли результаты исследований NASA в области летательных аппаратов с крылом изменяемой стреловидности. Наиболее важные результаты были достигнуты в конце 50-х годов, когда NASA получила материалы и летающие модели английского самолета Swallow. Уже к 1960 году была готова принципиально новая компоновка такого самолета, отличная от схем, использованных на X-5 и XF-10F, с минимальным влиянием изменения стреловидности на центровку самолета. Для проверки теоретических данных построили модель центроплана с системой поворота крыла. После статических испытаний стала ясна необходимость применения поворотных пилонов для полетов на малой высоте, либо размещения большей части полезной нагрузки во внутрифюзеляжном отсеке вооружения. Однако схема, использованная на F-111, отличалась от схемы NASA минимальным расстоянием между крылом и стабилизатором в 25 см при максимальной стреловидности. На корневой части крыла была установлена вращающаяся секция наплыва, которая была предназначена для увеличения подъемной силы и улучшения обтекания крыла. Пилоны для подвески вооружения разместили под подвижными частями крыла, причем два внутренних были поворотными, а два внешних неподвижными. Последние сбрасывались при угле стреловидности крыла более 26 градусов. Во время испытаний проявились довольно серьезные недостатки в конструкции воздухозаборников и двигателей, приводящие к самопроизвольному выключению форсажа, или помпажу двигателя. Пришлось перепроектировать воздухозаборник и изменить углы установки лопаток первых ступеней компрессора.

Несмотря на то, что по взлетно-посадочным характеристикам F-111В превосходил все остальные палубные самолеты, к нему на флоте отнеслись с большим недоверием. Было заказано всего 24 самолета. Впоследствии построили только 7 самолетов, а заказ на остальные был аннулирован. Причиной этому послужили: большой взлетный вес самолета, низкий потолок, высокая стоимость и низкая боевая эффективность на малых высотах. Это подтвердилось первым боевым применением F-111A во Вьетнаме в рамках операции Combat Lancer. К тому же, как истребитель, он практически по всем параметрам уступал F-4 Phantom II, для замены которого предназначался.
Официально программу F-111B аннулировали в декабре 1968 г.

Отец Легенды или «Папочка» Tомкета

Единственным, кто выиграл от разработки F-111В, была фирма Grumman. После провала F-111B, была организована новая флотская программа по замене F-4 – VFX. Grumman пошла по пути наименьшего сопротивления и выставила на конкурс глубоко переработанный проект F-111B. Новый проект по программе VFX имел очень много общего с F-111В. Grumman полностью перепроектировала планер, но сохранила двигатели, систему управления оружием и вооружение. В первоначальном варианте VFX-1 имел однокилевое хвостовое оперение, те же двигатели и аналогичное бортовое оборудование. Вместо вращающейся секции наплыва установили выдвижную горизонтальную поверхность. Весовые показатели значительно улучшились, изменились воздухозаборники, а новый фюзеляж позволил снизить аэродинамическое сопротивление. Это позволило Grumman при минимальных затратах выиграть в конкурсе. А флот получил новый истребитель, ставший легендой и визитной карточкой US Navy на следующие 35 лет – Grumman F-14 Tomcat.

Китография

Моделей конкретно F-111B было немного. Одновременно в 1966-1967 году вышли 2 модели. Модель Revell 1/72, о которой пойдет речь в данной статье. Модель больше никогда не переиздавалась в виде именно F-111B. Второй была модель от Aurora в масштабе 1/48. Модель была больше игрушкой, нежели моделью. Обе модели позволяли собрать как F-111B, так и F-111A. Модель от Aurora сегодня еще можно найти в продаже.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Упаковка и содержимое

Коробка выпуска 1966 года. Плотный картон, рисунок и полиграфия в старом стиле, знакомому многим по Пластикарту. Артикул Н-208:200. В коробке находятся инструкция, декаль, 5 литников.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Инструкция

Инструкция представляет собой лист А3 со схемами с двух сторон. Дано подробное описание процесса сборки сопроводительным текстом. По инструкции – шасси можно сделать убирающимся. В общем, в старом стиле. Правда схемы окраски довольно простые и указания цветов в инструкции могут быть приблизительными или вовсе неточными. Больше всего убило отсутствие второго боковика для 3-го варианта. Как красить камуфлированный самолет с несимметричным камуфляжем – одному богу известно. Но тогда, 45 лет назад на эту тему не заморачивались, как нынче.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Декаль

Декаль древняя. Подложка уже пожелтела, кое-где потрескалась. Сама она с запасом опоясывает элементы декалей. Есть смещения цветов на мелких ОЗ. От старой декали много не потребуешь, поэтому перейдем к вариантам окраски.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Декаль предлагается на 3 варианта:
Вариант №1 – F-111B, VF-101 “Grim Reapers”, bu/no 152714, AD/124, s/n A2-06
Вариант чистый “What If”. Ни в каких “Grim Reapers” самолет не летал, никаких “tail code” на киле не носил. Тем более расположение на крыле тактического номера вызывает массу вопросов. Надпись NAVY должна быть вместе с красным маркером, отмечающим границу первого ряда лопаток турбины или компрессора. Обозначения Danger на ВЗ выполнены неверно. Красный треугольник не должен доходить до задней красной линии.
Вариант №2 - F-111B, VF-121 “Pacemakers”, bu/no 152714, NJ/105, s/n A2-06
Снова чистый “What If”. В помойку… Прилагаю фото данного самолета из литературы.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Вариант №3 - F-111A, USAF, s/n A1-26, bu/no 65-5708
Это один из первых F-111A, из второй серии (26-й F-111A с учетом предсерийных). Самолет имел короткую летную карьеру и уже в 1971 году попал в Davis-Montan, где находился до 1997 года, разбираемый на запчасти для других F-111. Килевой код декали неверен. Сам камуфляж не совсем верный – расположение пятен не совпадает с фото, в частности на киле.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Что в итоге? Бортовой номер для первых двух вариантов соответствует 6-му самолету -предсерийному F-111B, имевшему специфическую геометрию, имевшую мало общего с данной моделью. Но об этом позже. Декаль в помойку однозначно. Она желтая, с неверными килевыми кодами и обозначениями. В ней нет мелких обозначений и табличек. Для модификации В не составит труда надергать бортовых номеров из других декалей, взяв надпись NAVY от того же Фантома или Томкета.

Литники и литье

Всего в наборе 5 литников, 78 непрозрачная деталь из светло-серого пластика, 1 деталь из прозрачного пластика. На некоторых мелких деталях присутствует мелкий облой. Ничего криминального нету, модель ведь вышла 45 лет назад. Усадок пластика и недоливов почти нет. Расшивка модели тонкая внешняя. Заклепочных швов нет. Сама расшивка местами неравномерна. Ее необходимо срезать и нарезать новую внутреннюю. На точность ее не проверял, ибо в этом нет необходимости. Ну, а теперь обо всем подробнее.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Матчасть

Прежде чем приступить к анализу геометрии, необходимо разобраться в матчасти F-111B и его отличиях от своих серийных собратьев – F-111A, F-111C и F-111E.
Самым заметным отличием палубной модификации была носовая часть. Но тут не все просто. F-111B имели 2 варианта носовых частей. Первые 5 опытных YF-111B (151970, 151971, 151972, 151973, 151974) имели длину 66 футов и 8.4 дюйма. Отсек с радиоэлектронным оборудованием имел минимальные размеры. На двух последних – уже предсерийных, F-111B (152714, 152715) длина фюзеляжа составила уже 68 футов и 10 дюймов. Изменение длины пришлись на увеличение отсека с радиоэлектронным оборудованием и новый носовой обтекатель РЛС, который стал более сложной формы с изломом в нижней части. У двух предсерийных F-111B была иная ИК-система обнаружения. А их капсула кабины имела иную более горбатую форму. В результате чего, их остекление и гаргрот отличались от остальных самолетов семейства F-111. На картинке схематично показаны различия между 5 YF-111B и 2 F-111B.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Далее крыло. Размах крыла на F-111B был увеличен по сравнению с F-111A и составил 70 футов против 63 в минимальной стреловидности. При максимальной стреловидности размах составил 33 фута 11 дюймов против 31 фута 11 дюймов. Но тут F-111B был не одинок. Точно такое же крыло позже получили F-111C, F-111G и FB-111A.
Вполне возможно, что у F-111B был увеличенный размах стабилизаторов, но точных данных по этому поводу у меня нет.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Высота самолета была на 15.5 дюймов ниже, чем у всех остальных F-111, за исключением EF-111 Raven. Причиной тому были колеса меньшего диаметра и более низкий киль.
Шасси. Из-за палубного назначения самолета, конструкция стоек самолета была изменена. Доработке подверглись и колеса. В частности немного изменились их размеры, а давление в них значительно выросло по сравнению с F-111A. Были отличия в конструкции основных стоек шасси. Ранний вариант был на 3-х самолетах - YF-111B (151970, 151971, 151972), поздний стоял на YF-111B (151974) и предсерийных F-111B (152714, 152715). По поводу YF-111B (151973) – нет точной информации.
Колеса различались – на YF-111B (151970, 151972) стояли большие колеса от F-111A, а на остальных стояли стандартные для модификации F-111B пневматики уменьшенного диаметра. Диски колес F-111A и F-111B одинаковые.

По носовым стойкам было 3 варианта конструкции: ранний исходный вариант стоял на YF-111B (151970, 151971), на YF-111B (151972) в конструкцию стойки были внесены изменения (разница видна на фото — стойка сдвинута, изменена конструкция) (в подписи к фото отпечатка — не 151970-151972, а 151970-151971) для проведения испытаний, на стойках YF-111B (151973, 151974) и предсерийных F-111B (152714, 152715) стояли приспособления для старта с катапульты.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Радиоэлектронное оборудование самолета полностью отличалось от самолетов серии F-111. На F-111B/YF-111B стояли: 

  • РЛС AWG-9
  • Навигационная система LN INS
  • IRSTS (Infra-Red Search and Track System)
  • V/HUD и прочее.

Конструкция воздухозаборников также была иной и имела 3 вариации. Первый вариант Triple Plow I с наклонными панелями отсекателей погранслоя стоял на YF-111B (151970, 151971, 151972). Второй вариант Triple Plow I – панели отсекателей уже не были под наклоном - YF-111B (151973, 151974). Третий и последний вариант – Triple Flow II уже без панелей отсекателей стоял на предсерийных F-111B (152714, 152715). Такие же воздухозаборники позже получили серийные F-111C, F-111D, F-111E, FB-111A, EF-111 и другие поздние модификации. Различия продемонстрированы на картинке.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
На F-111B стояли двигатели TF-30-P-12, более мощные, чем на F-111A, F-111C и F-111E. Имелись ли различия между двигателями на двух сериях F-111B – сложно сказать, вполне вероятно. Зато имелись различия в соплах. Первые 2 YF-111B (151970, 151971) имели сопла большей длины, как и ранние F-111A. Остальные 5 Y/F-111B (151972, 151973, 151974, 152714, 152715) имели более короткое (примерно на 4 мм в 1/72) по длине сопло. Детальной информации я не нашел, может в чем то я заблуждаюсь. Для сравнения я привожу картинку: ранний F-111A, первый YF-111B 151970, третий YF-111B 151972 с коротким соплом.

На первых трех YF-111B (151970, 151971, 151972) не было поворотных секций наплыва крыла (rotating glove slat). YF-111B (151970, 151973) имели иную конструкцию механизации крыла – в частности закрылков.

Ласт между соплами также имел 3 варианта: ранний – косой – стоял на YF-111B (151970, 151971, 151972, 151973), поздний – прямой, как на серийных F-111A – стоял на YF-111B (151974), и третий - прямой с другим расположением трубки слива топлива – на предсерийных F-111B (152714, 152715). На фотографиях проиллюстрирована разница.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Было 2 конструкции посадочного гака. На первых YF-111B (151970, 151971) гак был открытым, а на остальных 5 самолетах конструкция вокруг гака была закрыта обтекателем. Обтекатели антенн IR warning на хвостовых балках на YF-111B (151970, 151971, 151972) были более заостренными, как на F-111A, в отличие от остальных Y/F-111B.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Также было 2 варианта верхушки киля: первые три YF-111B (151970, 151971, 151972) несли на верхушке киля крупный обтекатель, тогда как кили двух других YF-111B (151973, 151974) и предсерийных F-111B (152714, 152715) имели на верхушке антенну заметно меньших размеров.
Различия были и в кокпитах: первые 3 самолета имели отдельные катапультные кресла Escapac. Остальные 4 имели катапультируемую спасательную капсулу.
Были еще и другие более мелкие различия в антеннах, обтекателях и тд.

В общем, несмотря на одно название – идентичными между собой были только F-111B (152714, 152715). Итого 6 различных вариаций одной модификации 7 самолетов.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Крыло

Крыло дается в двух вариантах – стандартное для F-111A и с увеличенным размахом для F-111B. Наплывы в корневой части крыла сделаны не совсем верно - толщина избыточна, а обтекатели механизма поворота консолей расположены не на своих местах. По геометрии крыло неплохо вписывается как в чертежи F-111A, так и в чертежи F-111B. Единственное, что неверно — форма законцовки крыла. Расшивка на крыле не соответствует действительности. Кромки крыла тонкие, только в одном месте есть непонятное утолщение на задней кромке, которое надо убрать. В тоже время, передняя кромка и сам профиль крыла толстоват. Сами консоли крыла в модели даются подвижными.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Фюзеляж

Спина фюзеляжа слишком плоская в районе осей поворота консолей крыла. Рельеф спины в районе двигателей не совсем точный. Это видно по фото модели и самолета. По чертежам МК и Bunrindo - центроплан заужен на 2 мм на отрезке между осями вращения консолей и стабилизатором. По чертежам Detail&Scale – фюзеляж наоборот на 5 мм длиннее между соплами и осями вращения крыла и не имеет проблем по ширине. По чертежам PKL – центроплан на 1 мм заужен и он длиннее на 6 мм. Закабинный горб и его рельеф на модели менее выражен. Это видно из чертежей. Носовая часть в районе кабины и обтекателя РЛС имеет не совсем верные сечения – излишне квадратные в районе козырька приборки. Носовой обтекатель неверной формы. Он не соответствует по геометрии обтекателю раннего и позднего типа – он короче на 2 мм, чем ранний, и на 9 с копейками миллиметров короче позднего, который был у самолета с бортовым номером 152714. При виде сверху, носовой обтекатель сильно заужен. Носовой обтекатель для F-111A неплохо ложится в чертежи, разве что имеет немного полные обводы в передней части. Фонарь и горб на фюзеляже за ним соответствуют больше 5 первым самолетам Y/F-111B и F-111A, нежели 2 предсерийным F-111B. Сам горб на модели слишком плоский. Хвостовой ласт между соплами по форме ближе к первым четырем самолетам Y/F-111B и ранним F-111A выпуска до 1967 года, но у него неверно сделана верхняя часть и вырезы. Поэтому слепить предсерийный F-111B из этого пластика довольно затруднительно.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Киль и стабилизаторы

Киль и стабилизатор не имеют проблем с геометрией. Обтекатель на киле соответствует первым трем самолетам. На обтекателе есть облой. Мелкая деталировка в виде АНО и стекателей статического электричества отсутствуют, как и в других моделях того времени. Законцовки стабилизаторов даны как для F-111A с обтекателями, так и для F-111B без них. Кромки тонкие. Подфюзеляжные кили нормальны в геометрии, на поверхности есть по паре толкателей.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Воздухозаборники и сопла

Воздухозаборники похожи на реальность. Сделаны грубо. Больше всего они похожи на ВЗ ранних F-111A и 3 первых F-111B – Triple Plow I с наклонным отсекателем пограничного слоя. На 2 следующих YF-111B стояли прямые отсекатели, а на 2 последних F-111B стояли ВЗ уже другого типа Triple Flow II без огромной панели отсекателя пограничного слоя. Кромки ВЗ, отсекателя естественно надо привести в надлежащий острый вид, щель между отсекателем и фюзеляжем обработать от толкателей и перенести распорки в этом канале. Необходимо сделать щель между отсекателем погранслоя, телом конуса ВЗ и кромкой ВЗ. В общем – много работы.
Сопла длиннее чем надо на пару миллиметров и похожи на сопла первых двух Y/F-111B и ранних F-111A. Поздние F-111B имели короткие сопла (в 1/72 на 4 мм короче). Деталировка сопла простая. При желании ее надо доработать.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Шасси

Шасси модели сделано подвижным. Оно может убираться и выпускаться. Поэтому, шасси сделано и выглядит как игрушка – в угоду механизации. Говорить о копийности и деталировке не приходится. Ниши сами по себе тоже отсутствуют. Форма выреза основных ниш шасси неверна. Повсюду толкатели. Колеса под замену. В общем, или брать все это хозяйство (ниши, створки, стойки, колеса) от других моделей – Italeri или Hasegawa, или делать все самому с 0. Плюс необходимо учитывать, что шасси YF-111B/F-111B отличалось от шасси остальных серийных модификаций F-111 конструкцией основных стоек шасси и размерностью колес.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Кокпит

Кокпит сделан неплохо для 1966 года. Но нынче этого недостаточно. Приборка условна с хаотичным расположением приборов, примитивные кресла, толкатели на боковых пультах. Есть 2 хороших фигурки пилотов с РУСами в руках.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Остекление

Фонарь кабины широкий. На 1-2 мм особенно в передней части, что подтверждается всеми чертежами и фотографиями. Разметка переплета не совсем верна. Проблема чем-то похожа на проблему остекления модели Hobby Boss 1/48. Сам фонарь больше соответствует фонарю YF-111B и F-111A, нежели двум предсерийным F-111B.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Вооружение

Вооружение в модели отсутствует, как и пилоны для него. Пилоны можно сделать самому, а ракеты AIM-54 Phoenix взять из наборов вооружения Hasegawa. Также нет пушки M61 Vulcan.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Мелочевка

Мелочевка модели также далека от истины. Лучше все выкинуть и сделать самому заново - антенны, посадочный гак. Заодно стоит сделать многочисленную отсутствующую деталировку – решетки, мелкие воздухозаборнички, антенны, обтекатели, трубку системы слива топлива, опору на хвостовом ласте между соплами и многое другое. Дается простенькая имитация антенны РЛС.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Собираемость

Несмотря на возраст модели, стыкуемость средняя. Стыки на крыльях и стабилизаторах лечатся подгонкой. Носовая часть стыкуется паршиво, стыки неудобные, щели, шпаклевать придется немало. Стык кабины с центропланом тоже не из приятных. А так, в целом можно было ожидать худшего от 45-летней модели.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Афтемаркет

Модель нуждается в афтемаркете в срочном порядке. Афтемаркет дается как на модификацию А, так и на модификацию В с целью расширить возможности по доработке.
Для начала декали (только на модификацию F-111B): 

  • SuperScale 1/72 “Phoenix test bird” – на YF-111B 151972
  • SuperScale 1/72 F-111 технические надписи 

Смола

  • Pete's Hangar 1/72 F-111B conversion set – включает в себя смоляной ранний нос на YF-111B, носовую стойку шасси, колеса, посадочный гак, различные мелочи и декаль. В наборе есть свои мелкие недочеты, не позволяющие построить с точностью определенный борт Y/F-111B. Но он может оказать неоценимую помощь в попытке этого добиться. Данный набор также выпускается в масштабе 1/48.


Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

  • 0472 Verlinden 1/72 General Dynamics F-111D/F update set (для Hasegawa) – пригодится смоляной кокпит с травлом
  • Экипаж 1/72 колеса F-111 – для модификации F-111B не подходят, нынче не выпускаются.
  • Камеры сгорания от сопел F-14
  • Смоляной конверсионный набор от SB Castings 1/48 #9601, содержащий в себе носовой обтекатель YF-111B, хвостовой ласт от первых 4-х YF-111B, посадочный гак с обтекателем и 4 пилона под ракеты.

Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

  • Смоляной конверсионный набор от Fox 3 Studios 1/48 — носовой обтекатель YF-111B, законцовки крыльев, колеса основных стоек шасси, посадочный гак, обтекатели хвостовых балок.
  • Смоляной конверсионный набор от Scaledown 1/48 #48022 F-111B conversion set
  • Смоляной набор от Scaledown 1/48 #48001 - F-111 Long Wing/Flap/Slats Set (to suit F-111B/C/G/FB-111A)



Травление:

  • 72-073 Eduard 1/72 F-111E Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • 72-074 Eduard 1/72 FB-111A Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • 72-075 Eduard 1/72 EF-111A Raven (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • SS175 Eduard 1/72 F-111D/E Aardvark (для Hasegawa) – пригодится только по мелочи – антенны, немного деталей кокпита и внешняя мелочевка.
  • 72172 Flightpath 1/72 F-111 Aardvark/EF-111A ladders x 2


Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Окрасочные маски и фонари

  • CX086 Eduard 1/72 General Dynamics F-111 Aardvark (для Hasegawa)
  • Фонарь 7227 Pavla 1/72 General Dynamics F-111 (для Hasegawa)
  • Фонарь Aeroclub 1/72 F-111
  • Фонарь Falcon 1/72 F-111


В общем, совсем не густо… При наличии конверсионного набора от Pete's Hangar, модель от Revell можно смело отправлять на помойку. Так как при наличии этого набора проще всего получить F-111B будет из модели F-111C Hasegawa.

Итог по модели

Модель представляет интерес только со стороны истории моделизма, но не более того. «Скелет динозавра для действующего зоопарка». Модель имеет хорошую для F-111A геометрию, но ввиду различных особенностей, F-111B из этой модели сделать можно, но проблематично. Модель больше соответствует YF-111B 151970 и YF-111B 151971. Как следствие преклонного возраста модели – а ей стукнуло 48 лет – деталировка бедная, расшивка внешняя. Декаль бесполезна. Поэтому, если делать не из коробки, то придется приложить много усилий, которые уйдут не на выправление геометрии (а она неплохая), а на доработку деталировки. Есть определенные вопросы по геометрии центроплана, но у меня нет однозначного ответа в этом вопросе из-за неточности чертежей. Единственное, что можно сказать, что носовая часть модификации В – не удалась. То, чем модель была бы так полезна моделисту – оказалось ее главной проблемой. Зато из этого набора можно без труда построить довольно точный F-111A ранних серий.

Варианты конверсий

Наличие конверсионного набора Pete's Hangar 1/48 F-111B conversion set с декалями позволяет сделать F-111B в 48-м масштабе. Если в 72-м масштабе довольно туго с афтемаркетом на F-111, а модель от Hasegawa мало того что редкая, но еще и дорогая. В 48-м масштабе ситуация обстоит на порядок лучше – есть свежий афтемаркет, выпущенный под линейку моделей F-111 от Hobby Boss, и сами эти модели, из которых F-111C и FB-111A годятся для конверсии в YF-111B 151974. Этот вариант оптимален по следующим соображениям: 

  • Исходная модель обладает нормальной деталировкой
  • У модели неплохая копийность (за исключением известных проблем с фонарем)
  • Внутренняя расшивка
  • Много разнообразного афтемаркета
  • Использовав набор от Pete's Hangar или любой другой от других производителей, придется затратить минимум усилий на конверсию

Почему нельзя в остальные 6 Y/F-111B? Можно, только уровни сложности этих конверсий будут варьироваться от среднего к сложному. Для постройки первых 4-х необходимо сделать самодельный ласт между соплами. Для постройки двух предсерийных F-111B необходимо делать самодельный носовой обтекатель и капсулу кабины с горбом на фюзеляже. Именно последних двух F-111B будет сложнее всего получить. Есть еще более мелкие различия, но они не настолько трудоемкие, как вышеперечисленные. C набором от SB Castings можно построить ранние 3 YF-111B, но в том наборе нет декали. А ее наличие в наборе от Pete's Hangar делает его вне конкуренции.

Источники информации

При написании статьи-обзора использовалась следующая литература: 

 

Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

  • Tommy Thomason. Naval Fighters #41. Grumman Navy F-111B Swing Wing
  • Aero technical lotnicza 1992-3. F-111
  • Bunrin Do Famous Airplanes of the World #85 1977-5. F-111 Aardvark
  • Bert Kinzey. Detail & Scale. F-111 Aardvark
  • Anthony M. Thornborough. Warbirds fotofax. F-111 Aardvark
  • Anthony M. Thornborough and Peter E. Davies. F-111 – Success in Action
  • Kurt H. Miska. Profile Aircraft #259. General Dynamics F-111A to F & FB-111A
  • Aeroguide #22. General Dynamics F-111E/F
  • Ireneusz Kramarski. Przeglad Konstrukcji Lotniczych 1997-2. F-111
  • Squadron Signal – In Action #35. F-111 Aardvark
  • Willy Peeters. Verlinden Publications - Lock On #5. F-111E/F Aardvark

Использовались следующие чертежи:

  • Bunrin Do Famous Airplanes of the World #85 (F-111A/E)
  • Przeglad Konstrukcji Lotniczych 1997-2 (F-111E)
  • Aeroguide #22 (F-111E)
  • Detail & Scale (F-111A)
  • Aero technical lotnicza 1992-3 (F-111E)
  • Моделист-Конструктор 1995-8 (F-111B)


Основные проверки шли по чертежу из МК после его проверок на кошерность. Чертеж неплохо прошел проверки на геометрию. В целом он хорошо соответствует YF-111B 151974. К остальным чертежам были вопросы, различия в которых я описал в статье.

Большую роль в написании этой статьи стала статья Tommy H. Thomason из его блога. Да простит меня Томми, но я использовал информацию из его статьи, графику и фото. Она и легла в основу статьи.

Фотообзоры

При написании статьи использовались следующие фотоматериалы: 

  • http://www.primeportal.net/hangar/bill_spidle2/f-111a_67-0051/
  • http://www.primeportal.net/hangar/bill_spidle4/f-111e_68-0033/
  • http://www.primeportal.net/hangar/luc_colin3/f-111e_67-0120/
  • http://www.primeportal.net/hangar/bill_spidle2/fb-111a_68-0284/
  • http://svsm.org/gallery/FB-111A
  • http://svsm.org/gallery/fb111a
  • http://www.arcair.com/AWA1/201-300/walk217_F-111/walk217.htm
  • http://www.arcair.com/AWA1/601-700/walk602_F-111E_McEwan/walk602.htm

Но я не стал нагружать читателей сравнением деталировки модели с фотографиями реального самолета. Это было бесполезно, так как деталировка модели морально устарела на текущий момент. Все таки это не обзор модели от Hobby Boss.

Но еще есть возможность отснять фотообзор F-111B – из 7 построенных самолетов, 152714-й борт до сих пор находится на авиационной свалке у аэропорта Мохаве в Аризоне.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

Резюме

Со времен написания обзора по Валькирии, для меня это была самая сложная статья с точки зрения изучения прототипа и его матчасти. Статья Томми вместе с книжкой Naval Fighters позволили частично распутать хитросплетенный узел матчасти самого малоизвестного Муравьеда.

Итогом обзора, чье написание и публикация затянулась больше чем на 4 года, стал неутешительный итог. Модель Revell, которая по началу казалась безальтернативным вариантом для постройки палубной модификации, оказалась просто неплохой старой моделью раннего F-111A, сделанной в духе своего времени. При желании, из нее можно выпилить первые два или четыре YF-111B. Модель не представляет нынче реального интереса как вариант и база для постройки какой-либо модификации F-111. Она является историческим артефактом моделизма полувековой давности. У таких моделей есть своя цена и свои поклонники. Еще у них есть своя особенность – постоянно менять владельцев. Как вариант - можно просто собрать из коробки в память о моделизме 48-летней давности, и не заниматься пустым занятием как перепиливать историю.

Еще одним итогом обзора стало исследование альтернативной возможности оптимальной постройки F-111B из другой модели. И ей стала модель Hobby Boss 1/48 F-111C. Для 48-го масштаба произведено немало афтемаркета, в том числе конверсионных наборов, которые позволяют собрать нужную модификацию, в том числе и YF-111B.
Данная статья не идеал обзора, в ней много недостатков и недосказанности, также еще много в матчасти F-111B белых пятен. Я лишь приоткрыл для читателей завесу над моделями и матчастью этого самолета.

Быть может, кто-то рискнет пойти по этому пути и в итоге получится интересная и занятная модель предка великого Томкета — General Dynamics/Grumman F-111B TFX самого тяжелого палубного самолета в мире.
Выражаю благодарность Павлу Pavel_P за предоставленную для обзора модель Revell, и, конечно, Tommy H. Thomason за его исследования и труды в матчасти Y/F-111B.
Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX

 

Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFXОбзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
С уважением, Андрей Silver Ghost
SilverGhost will return in “next” review…


When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Sphyraena в 22.01.2014 - 06:11
Тема: Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Андрей, впечатляюще, как в всегда. Читал с удовольствием, но до-о-олго. :)
SilverGhost в 22.01.2014 - 06:57
Sphyraena
пасиба Вов
HOOLY_GUN в 06.03.2014 - 07:10
Kent в 06.03.2014 - 07:20
Почти 1000 новостей и ни одной модели...
Эт точно!
Пора б уже чего-нить и сделать....А то, квалификацию совсем растеряешь!
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:25
Kent
Игорь, делаю - медленно собираю травло на линкоре Севастополь. вчера доделал травленые тамбуры всех трапов в подпалубные кубрики и помещения.
Почти одновременный финиш двух ГБ меня выбил из модельной колеи на две недели.

HOOLY_GUN
Красавец!
Nazar в 06.03.2014 - 07:36
Тема: Обзор Revell 1/72 Grumman F-111B Tactical Fighter TFX
Хорошая статья, но он не был самым тяжелым палубным самолетом. При взлете с палубы его вес не превышал 35000 кг, несмотря на проектный почти в 40000. Скайуорриер, который реально является самым тяжелым, серийным палубником, взлетал с максимумом в 38000 кг, ну а о Геркулесе я вообще говорить не буду.
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:42
Nazar
Вов, в Навал Файтерс видел цифру - Max takeoff load - 39***
это на пару тонн больше А-3 с макс нагрузкой.

геркулес как и U-2C, TR-1 - это были единичные взлеты/посадки на палубу
alekom в 06.03.2014 - 07:43
Фундаментальная работа!!! Супер!! Картинки все осилил посмотреть)) Читать.. пока с глазами проблемы к сожалению....
SilverGhost в 06.03.2014 - 07:46
тут соглашусь, не знал, что с палубы он взлетал недогруженным.

Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:

alekom
Олег, спасибо за отзыв!
Nazar в 06.03.2014 - 07:58
тут соглашусь, не знал, что с палубы он взлетал недогруженным.



Ну у них как-бы расчетная масса максимальная была, но в процессе испытаний на нее не вышли. Но все равно дура здоровенная конечно.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy