Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
MPM 1/72 X-15A-2Вашему вниманию представляется модель американского ракетоплана X-15A-2 от фирмы MPM. Немного истории и особенности конструкцииВ этом разделе я не сколько расскажу о самом аппарате, сколько о конкретном экземпляре X-15A-2, втором построенном и единственном модернизированном. Итак, второй экземпляр Serial Number 66671 построен в марте 1959 года. Начал летать в начале 1960, с начала с двумя маломощными двигателями XLR-11, позже, в ноябре 1960 года, был оснащен штатным XLR-99. В апреле 1962 года на нем изменили форму остекления козырька с трапецевидной на овальную. Из трех экземпляров этот пострадал больше всего – две крупные аварии, длительные ремонты наложили свои следы на конструкцию (третий борт просто разбился – без восстановлений и ремонтов). Первая авария произошла 5 ноября 1959 года при посадке с превышением посадочной массы, при касании сломался фюзеляж. Борт удалось отремонтировать, усилив фюзеляж дополнительными накладками (сверху и снизу) в месте его прогиба. Такие же изменения внесли в конструкцию двух других самолетов. Кроме того, доработали шасси. Вторая произошла в 1962 году, во время 31-го испытательного полета, самолет опять сильно пострадал, и во время ремонта был модернизирован до варианта А-2. Был удлинен фюзеляж - вставкой в районе передней кромки крыла длиной 29 дюймов, удлинена передняя стойка шасси, добавлены дополнительные баки в хвостовой части фюзеляжа (в результате боковые наплывы удлинились до заднего обреза фюзеляжа). Кроме того, под наплывами предусмотрели возможность установки подвесных баков для топлива и окислителя. Правая консоль получила съемную законцовку для испытаний различных конструкций крыла в условиях аэродинамического нагрева. Позже планер был доработан еще раз под установку прямоточного двигателя под нижним килем – была изменена конструкция самого киля и удлинены стойки задних опор. Чешское ЛНД – как всегда, не без сюрпризовВ качестве исходника была использована модель фирмы MPM кат. 72562 с дополнительным прямоточным двигателем. В комплекте есть сами отливки, крашенное травление от Эдуард и смоляные детали. Декаль на версию А-2 на разные периоды эксплуатации. Такая же модель , но в другой коробке и с другой инструкцией выпускается и под маркой Special Hobby в версии High-tech, но почему-то стоит в два раза дороже. При первом взгляде в коробку все выглядит красиво – чистенькие отливки без облоя, прозрачное и тонкое остекление, тонкая и красивая расшивка, неплохое качество смоляных деталей. Из данного набора можно собрать только версию А-2 в разных вариантах – с баками, без них, с прямоточником, с выпущенными или убранными задними опорами шасси. При более детальном анализе начинают выплывать проблемы. Ну, к делу!Долго рыл матчасть, наконец, выбрал вариант – черный самолет с бело-оранжевыми баками на момент первого полета с ПТБ. Конфигурация – перед подвеской к носителю – т.е. фонарь открыт, самолет на тележке, задние опоры убраны, предохранители в пиромеханизмы установлены – висят разные флажки. Модель в моделиРечь пойдет о баках для топлива и окислителя. В модели они немного короче –на 1,5 мм -необходимого. Тут опять вина разработчиков – не вписывались баки нормальной длины в «косячный» фюзеляж по положению относительно крыла. Хотя есть и схема с размерами, и описание и фото, но «не прииигодииилось» оно им. Удлинил баки, нашел правильное положение пилонов для баков и занялся деталировкой . На них ну очень много трубопроводов разной длины и формы, причем клеить их надо после покраски. Кроме того, бак крепится к фюзеляжу кроме пилона, еще в двух точках – пришлось повозиться, чтобы все стало как надо. Окраска бака тоже интересная – изначально баки были окрашены серебристой краской, позже, поверху, предварительно замаскировав служебные надписи, их окрасили в бело-оранжевый цвет. Окраску начал с задувки в серебристый цвет. Потом была нанесена служебка из своих запасов ( в декали служебки на баки нет вообще), потом слой лака, маски на служебку, белый цвет, маски и ярко-оранжевый. Причем ярко-оранжевый пришлось наносить довольно толстым слоем, из-за низкой укрывистости. Потом шлифовка ступенек от краски, слой лака и смывка в два цвета. После этого смонтированы пилоны с «пауками» трубок и крышки с клапанами на торцы. В общем, работа с баками заняла не меньше времени, чем сам планер. Тележка шассиТележка шасси из набора, выполненная в смоле, с реальностью имеет мало схожего, поэтому сначала откорректировал основные детали, всю гидравлику сделал из проволоки и тянутой ушной палочки, добавил краны, выточил основные подъемные цилиндры из литника. Колеса выточил, диски сделал из штампованной фольги. Окрасил в ярко-желтый цвет, смыл коричневым цветом. Потом добавил декали из обрезков, слой лака и следы эксплуатации. Основной задачей было угадать выход штоков гидроцилиндров подъема для установки самолета с правильным стояночным углом. Окраска и декалиОкраску начал с торца фюзеляжа – задут ее в цвет титана, замаскировал и окрасил обечайку торца в стальной. После маскировки задней части задул планер Mr.color С125 (окраска капотов японских самолетов), слегка затемненной черной краской. После просушки, высветляя в разной степени базовую краску металликами, нанес панельный эффект. Оттенков намешал около десятка, точно не считал. Смывку расшивки сделал коричневым Ревеллом. Я считаю, что по черному цвету надо смывать коричневым или серо-коричневым цветом. Потом нанес слой глянцевого лака и выполнил смывку заклепочных швов эмалью Модел мастер 1790 (хром сильвер) на уайт-спирите. Хром смывался плохо, оставлял пятна, которые было видно в косом свете, но я его поборол –всего-то две недели смывки по вечерам. Зато результат того стоил – заклепки проявились во всей красе. Потом еще слой лака и приступил к нанесению декалей. Декали преподнесли еще один сюрприз – они оказались переразмерены где-то процентов на 10. Поэтому пришлось некоторые элементы разрезать и клеить кусками, некоторые так и оставил. Технички оказалось меньше положенного, благо дело, была куплена на распродаже еще одна аналогичная декаль и помогли запасы. Кроме того, вариант в декали соответствует музейной окраске, некоторые элементы , в частности, серийные номера, пришлось корректировать. Нанес еще слой лака, уже полуматового. Сделал постшейдинг из осветленной базовой краски на верх фюзеляжа. Нанес светло-серый фильтр, и по еще влажному слою прошелся кусочком поролона , тычками – получился эдакий «муар».На реальном самолете он есть и довольно сильно выражен. Еще один фильтр, уже серо-зеленый, наложил на нижние части наплывов в хвостовой части, с чем связано такое явление на самолете, так и не понял, возможно, это последствия перегревов обшивки.
|
|
DimaADA в 09.06.2016 - 19:51 Наконец то увидел:)
Шикарный аппарат, Богдан! Поздравляю с отменной работой! |
prokhor в 10.06.2016 - 01:54 Здорово! А они еще, вроде, 48-й и 32-й делают?
Добавлено спустя 8 минут 6 секунд: Интересно, как он в сравнении с монограмовским? |
bogdan777 в 10.06.2016 - 05:49 Спасибо за отзывы, коллеги!
Наконец то увидел:) Ну если бы не ты, вряд ли бы эта статья появилась бы. Тебе спасибо за помощь в корректировке. Здорово! А они еще, вроде, 48-й и 32-й делают? Да, делают. Деталировка там побогаче, конечно, но геометрия та же. Монограммовский не держал в руках, ничего сказать не могу. |
Usatiymen в 10.06.2016 - 07:00 Тема: MPM 1/72 X-15A-2 Крутотень! Доработки просто сразили, мастерски все исполнено! Очень понравилась работа. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В этом полете на максимальную скорость нижний киль прогорел и макет прямоточника оторвался) Самолет потом, как верно указал автор статьи, пришлось сдать в музей.