Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

MPM 1/72 X-15A-2

Вашему вниманию представляется модель американского ракетоплана X-15A-2 от фирмы MPM.
Модель была собрана год назад, но только сейчас дошли руки до написания статьи. 

Немного истории и особенности конструкции

В этом разделе я не сколько расскажу о самом аппарате, сколько о конкретном экземпляре X-15A-2, втором построенном и единственном модернизированном. Итак, второй экземпляр Serial Number 66671 построен в марте 1959 года. Начал летать в начале 1960, с начала с двумя маломощными двигателями XLR-11, позже, в ноябре 1960 года, был оснащен штатным XLR-99. В апреле 1962 года на нем изменили форму остекления козырька с трапецевидной на овальную. Из трех экземпляров этот пострадал больше всего – две крупные аварии, длительные ремонты наложили свои следы на конструкцию (третий борт просто разбился – без восстановлений и ремонтов). Первая авария произошла 5 ноября 1959 года при посадке с превышением посадочной массы, при касании сломался фюзеляж. Борт удалось отремонтировать, усилив фюзеляж дополнительными накладками (сверху и снизу) в месте его прогиба. Такие же изменения внесли в конструкцию двух других самолетов. Кроме того, доработали шасси. Вторая произошла в 1962 году, во время 31-го испытательного полета, самолет опять сильно пострадал, и во время ремонта был модернизирован до варианта А-2. Был удлинен фюзеляж - вставкой в районе передней кромки крыла длиной 29 дюймов, удлинена передняя стойка шасси, добавлены дополнительные баки в хвостовой части фюзеляжа (в результате боковые наплывы удлинились до заднего обреза фюзеляжа). Кроме того, под наплывами предусмотрели возможность установки подвесных баков для топлива и окислителя. Правая консоль получила съемную законцовку для испытаний различных конструкций крыла в условиях аэродинамического нагрева. Позже планер был доработан еще раз под установку прямоточного двигателя под нижним килем – была изменена конструкция самого киля и удлинены стойки задних опор. 
MPM 1/72 X-15A-2 
Во время испытания этого двигателя произошел местный перегрев конструкции и разрушение нижнего киля. После этого самолет больше не летал, и в дальнейшем был передан в Air Force Museum на авиабазе Wright Patterson. Собственно, почему так подробно рассказываю – внешний вид самолета менялся часто и сильно, и нужна четкая привязка к временному периоду – чтобы не допустить ошибок в конфигурации самолета на конкретную дату. Фото очень много, в том числе и детальных, обоих сохранившихся экземпляров, но что и когда менялось мне пришлось выяснять очень долго, некоторые моменты переделывать по несколько раз, но об этом – ниже.

Чешское ЛНД – как всегда, не без сюрпризов

В качестве исходника была использована модель фирмы MPM кат. 72562 с дополнительным прямоточным двигателем. В комплекте есть сами отливки, крашенное травление от Эдуард и смоляные детали. Декаль на версию А-2 на разные периоды эксплуатации. Такая же модель , но в другой коробке и с другой инструкцией выпускается и под маркой Special Hobby в версии High-tech, но почему-то стоит в два раза дороже. При первом взгляде в коробку все выглядит красиво – чистенькие отливки без облоя, прозрачное и тонкое остекление, тонкая и красивая расшивка, неплохое качество смоляных деталей. Из данного набора можно собрать только версию А-2 в разных вариантах – с баками, без них, с прямоточником, с выпущенными или убранными задними опорами шасси. При более детальном анализе начинают выплывать проблемы.
Самая главная – геометрия – дело в том, что при создании модели чехи точно выдержали общую длину, но не учли, что вставка 29 дюймов (10.2 мм в масштабе) расположена локально в районе передней кромки крыла. Соответственно, удлинилась носовая часть относительно ранних вариантов. В модели размер вставки «размазан» по всей длине. Отсюда и короткая носовая часть, неправильное расположения проема кабины, «уехавшее» вперед крыло и оперение. Расшивка тоже «поехала» вслед за крылом и оперением. И если все это можно победить с помощью вставок, сдвигов деталей и перешивки, то, что делать с характерными панелями с «гофром» на наплывах – как его смещать на правильные места – сначала было непонятно. Травление в целом, полезное, хотя его и мало. Самое главное, что приборная доска соответствовала нужному мне виду и цвету. Сначала вызвало удивление наличие маленьких флажков «remove before flight» из металла, но потом оказалось, что металл тонкий, хорошо гнется и краска не облетает, а флажки как раз «в тему». Смола соответствует одной фразе «почти все в топку!». Кабина выполнена «по мотивам», колеса задней тележки в два раза больше нужных и т.д. 

Ну, к делу!

Долго рыл матчасть, наконец, выбрал вариант – черный самолет с бело-оранжевыми баками на момент первого полета с ПТБ. Конфигурация – перед подвеской к носителю – т.е. фонарь открыт, самолет на тележке, задние опоры убраны, предохранители в пиромеханизмы установлены – висят разные флажки.
MPM 1/72 X-15A-2 
Тут немного надо пояснить по матчасти – заправка осуществлялась после подвески под носитель, пиропатроны на сброс баков ставились после заправки, задние опоры шасси всегда убраны – выпускаются только перед посадкой.
Начал с консолей крыла – при всей правильности геометрии толщина почти в два раза больше. Сточил почти половину толщины, привел в приличный вид задние кромки (на оригинале они тупые и имеют приличную толщину), нарезал расшивку, накатал клепку. Несколько слов о клепке – обшивка выполнена из специального сплава Inconel X, листы анодировались в черный цвет при производстве, и приклепывались стальными заклепками. То есть самолет не крашен, имеет место быть ярко выраженный панельный эффект и блестящая клепка по все планеру.
Продолжил работу с фюзеляжем – оказалось, что если удлинить носовую часть перед кабиной и укоротить хвостовую по обрезу фюзеляжа, то можно обойтись без вставок, просто сдвинув крыло и оперение назад. Панели с гофром пришлось немного «подвигать» и пошпаклевать. Не везде мне удалось повторить их сложный рельеф, увы…
Смоляную кабину я не использовал, взял только боковые панели. В качестве заготовки использовал пластиковую ванну кабины из набора, опустил в ней пол на 1,5 мм, чтобы влезло кресло и приборка. Сделал педали, основательно переделав травленные, сделал все три ручки управления (да, их на самолете целых три). Приборная доска как раз соответствует нужной мне конфигурации и имеет правильный серый цвет (ранее, до модернизации, была черной). Добавил всякой деталировки – РУД, переключатели разные, петли под замки фонаря, полностью заново сделал отсек за креслом. Красил Ганзой, смывка – Ревелл и Модел Мастер. 
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 
Фонарь кабины подвергся доработке кучей деталей, причем травление из набора практически не использовал. Откидную часть окрашивал изнутри в светло-серый, снаружи – в основной цвет с выделением отдельных панелей.
MPM 1/72 X-15A-2 
Кресло основательно доработано, окрашено, и задекалено из запасов. Тут и пригодились упомянутые флажки «remove before flight», кои в количестве трех штук были фигурно разложены по креслу, что его заметно оживило. 
MPM 1/72 X-15A-2 
Ниша передней опоры имеет интересную конструкцию – в ней нет потолка, его заменяет мятый лист теплоизоляции. Поэтому нишу из набора использовать нельзя - она только из потолка и состоит, в мусорку ее. Набрал нишу из пластика 0,5 мм и 0,2 мм, кинул проводку из проволоки разного диаметра и тянутой ушной палочки, добавил кинематику, замки и т.д. Красил Ганзой, смывка – Ревелл и Модел Мастер. Потолок сделал из мятой фольги.
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2  MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2
MPM 1/72 X-15A-2 
Склеил фюзеляж, удлинил носовую часть. Кстати, немного стала понятна логика разработчиков – носовую часть пришлось укоротить, чтобы вписаться в общую длину, а чтобы не менялись обводы носовой части, диаметр шарика на носу (это такое у него своеобразное ПВД) стал больше. Удлинение решило эту проблему. Вклеил консоли крыла, сделал недостающие обтекатели над стабилизаторами. Тут и всплыли отличия по доработкам и годам – в нужный мне период этих обтекателей еще не было, их поставили позже, а я поздно это заметил. Жаль, красивые получились… Снес… Кили собрались и установились без проблем, на нижнем сделал чуть приоткрытые тормозные щитки, внутри щитков сделал трубки дренажа и механизм привода.
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 
На этом работы по планеру в общем были закончены.

Модель в модели

Речь пойдет о баках для топлива и окислителя. В модели они немного короче –на 1,5 мм -необходимого. Тут опять вина разработчиков – не вписывались баки нормальной длины в «косячный» фюзеляж по положению относительно крыла. Хотя есть и схема с размерами, и описание и фото, но «не прииигодииилось» оно им. Удлинил баки, нашел правильное положение пилонов для баков и занялся деталировкой . На них ну очень много трубопроводов разной длины и формы, причем клеить их надо после покраски. Кроме того, бак крепится к фюзеляжу кроме пилона, еще в двух точках – пришлось повозиться, чтобы все стало как надо. Окраска бака тоже интересная – изначально баки были окрашены серебристой краской, позже, поверху, предварительно замаскировав служебные надписи, их окрасили в бело-оранжевый цвет. Окраску начал с задувки в серебристый цвет. Потом была нанесена служебка из своих запасов ( в декали служебки на баки нет вообще), потом слой лака, маски на служебку, белый цвет, маски и ярко-оранжевый. Причем ярко-оранжевый пришлось наносить довольно толстым слоем, из-за низкой укрывистости. Потом шлифовка ступенек от краски, слой лака и смывка в два цвета. После этого смонтированы пилоны с «пауками» трубок и крышки с клапанами на торцы. В общем, работа с баками заняла не меньше времени, чем сам планер. 
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 

Тележка шасси

Тележка шасси из набора, выполненная в смоле, с реальностью имеет мало схожего, поэтому сначала откорректировал основные детали, всю гидравлику сделал из проволоки и тянутой ушной палочки, добавил краны, выточил основные подъемные цилиндры из литника. Колеса выточил, диски сделал из штампованной фольги. Окрасил в ярко-желтый цвет, смыл коричневым цветом. Потом добавил декали из обрезков, слой лака и следы эксплуатации. Основной задачей было угадать выход штоков гидроцилиндров подъема для установки самолета с правильным стояночным углом.
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 

Окраска и декали

Окраску начал с торца фюзеляжа – задут ее в цвет титана, замаскировал и окрасил обечайку торца в стальной. После маскировки задней части задул планер Mr.color С125 (окраска капотов японских самолетов), слегка затемненной черной краской. После просушки, высветляя в разной степени базовую краску металликами, нанес панельный эффект. Оттенков намешал около десятка, точно не считал. Смывку расшивки сделал коричневым Ревеллом. Я считаю, что по черному цвету надо смывать коричневым или серо-коричневым цветом. Потом нанес слой глянцевого лака и выполнил смывку заклепочных швов эмалью Модел мастер 1790 (хром сильвер) на уайт-спирите. Хром смывался плохо, оставлял пятна, которые было видно в косом свете, но я его поборол –всего-то две недели смывки по вечерам. Зато результат того стоил – заклепки проявились во всей красе. Потом еще слой лака и приступил к нанесению декалей. Декали преподнесли еще один сюрприз – они оказались переразмерены где-то процентов на 10. Поэтому пришлось некоторые элементы разрезать и клеить кусками, некоторые так и оставил. Технички оказалось меньше положенного, благо дело, была куплена на распродаже еще одна аналогичная декаль и помогли запасы. Кроме того, вариант в декали соответствует музейной окраске, некоторые элементы , в частности, серийные номера, пришлось корректировать. Нанес еще слой лака, уже полуматового. Сделал постшейдинг из осветленной базовой краски на верх фюзеляжа. Нанес светло-серый фильтр, и по еще влажному слою прошелся кусочком поролона , тычками – получился эдакий «муар».На реальном самолете он есть и довольно сильно выражен. Еще один фильтр, уже серо-зеленый, наложил на нижние части наплывов в хвостовой части, с чем связано такое явление на самолете, так и не понял, возможно, это последствия перегревов обшивки. 
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2  MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2
MPM 1/72 X-15A-2 
Накрасил на носовой части белый защитный чехол – в реальности это пластиковый конус, но очень тонкий, и я решил просто его накрасить.
В конечной стадии, установил сопло, доработанное и окрашенное, тележку шасси, кресло и фонарь, вклеил антенны и разную мелочь. После - финишный лак, полуматовый. Еще один элемент – предохранительные флажки в разных местах. Сделаны из декали, переведенной на кальку с двух сторон, и развешены в нужных местах на проволочные петельки.
Работа заняла около 4 месяцев, с месячным перерывом. При всей простоте оригинала, модель получилась довольно сложная, особенно в плане покраски. Но удовольствия получил много.
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 
MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 MPM 1/72 X-15A-2 
MPM 1/72 X-15A-2

 

» Информация о статье
Kelly_Johnson в 09.06.2016 - 19:09
Х-15 летал с макетом прямоточника в конце программы. Пруф есть:
#
В этом полете на максимальную скорость нижний киль прогорел и макет прямоточника оторвался) Самолет потом, как верно указал автор статьи, пришлось сдать в музей.
Пузанский в 09.06.2016 - 19:26
Здоровско!

Добавлено спустя 3 минуты 46 секунд:

Здоровско!
DimaADA в 09.06.2016 - 19:51
Наконец то увидел:)

Шикарный аппарат, Богдан! Поздравляю с отменной работой!
борис в 09.06.2016 - 20:22
Тема: MPM 1/72 X-15A-2
Отличная работа
weggmann_modellbau в 09.06.2016 - 21:33
Тема: MPM 1/72 X-15A-2
реально крутая работа!

с уважением,
prokhor в 10.06.2016 - 01:54
Здорово! А они еще, вроде, 48-й и 32-й делают?

Добавлено спустя 8 минут 6 секунд:

Интересно, как он в сравнении с монограмовским?
bogdan777 в 10.06.2016 - 05:49
Спасибо за отзывы, коллеги!
Наконец то увидел:)
Ну если бы не ты, вряд ли бы эта статья появилась бы. Тебе спасибо за помощь в корректировке.
Здорово! А они еще, вроде, 48-й и 32-й делают?
Да, делают. Деталировка там побогаче, конечно, но геометрия та же. Монограммовский не держал в руках, ничего сказать не могу.
Usatiymen в 10.06.2016 - 07:00
Тема: MPM 1/72 X-15A-2
Крутотень! Доработки просто сразили, мастерски все исполнено! Очень понравилась работа.
hawk126 в 10.06.2016 - 17:16
Шикарная работа!!!
bogdan777 в 11.06.2016 - 13:30
Спасибо, коллеги!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy