Доброго времени суток! Несмотря на обещанное в прошлой моей статье, появление двух L-39 в одном прозрачном ящике немного откладывается. Обстоятельства сложились так, что заказчиком следующей модели пришлось стать мне самому. На работе закупил четыре модельки и рассчитывал на помощь учащихся. Добросовестно выполнил ряд усилий, направленных на создание. И понял, что спасение утопающих исключительная прерогатива самих утопающих.
В общем, задача внешне была простая. Для того, чтобы объяснить где у летательного аппарата находится крыло, где стабилизатор, показать визуально, что произойдет с самолетом при отдаче вперёд правой ноги и так далее, человеку, который этим занимается необходима МОДЕЛЬ.
Сама по себе модель Су-27 1:32 от Трумпа большого сокровища, в качестве модели-копии, не представляет. Зато имеет ряд хороших сторон именно под мою задачу. 1. Сравнительно дешевая. 2. Простая. 3. Сравнительно крепкая. 4. Сердце не будет обливаться кровью, когда буду ее пилить. 5. Есть очень неплохая и недорогая дека от Бегемота, спасающая проколы производителя модели. 6. Форма самого прототипа достаточно изящна, актуальна и «держабельна».
Итак, ещё делая попытки нагрузить других людей своей проблемой, я уже начал по-тихоньку снимать детали с литников и прикидывать последовательность и методы сборки.
Сложив половины фюзеляжа, я понял, что держу в руках достаточно большого зверя. Раскинув мозгами, сделав все мыслимые поправки на людей разных возрастов и комплекции, я стал подозревать будущую практическую модель в субтильности. Иными словами, взявший ее за консоль, очень вероятно дезинтегрирует весь мой труд.
Чтобы этого избежать, мной был сделан вкладыш, в крыло по всему размаху, занимающий около 90 процентов пустого пространства собранных консолей. Долго искал прочный и легкий материал – дюраль оказался очень тяжелым. Выбор остановил на куске обмедненного текстолита для печатных плат. Упругий, легкий, несложный в обработке. В конце сборки оказалось, что в него еще удобно будет плотно фиксировать пилоны подвески вооружения.
Очень долго старался хорошо укрепить оперение. В итоге остановился на сложной конструкции из тонкого и жесткого дюраля. Которую пришлось изготовить с третьей попытки. Ломалась при изгибе. Менял углы, менял размеры. Собранные кили и стабилизаторы получили прорези и как чулок насаживались на торчащие из фюзеляжа пластины. Вкладыши в кили оставил плоскими, а в стабилизаторы немного согнул для придания большей жесткости.
Проработал по фото ниши шасси. Сильно не старался, но и избежал рекомендуемого инструкцией бреда.
Пилоны на торцах консолей вначале хотел сделать из стали, сделал, но не смог просверлить в них отверстия для иголок шприцов. Пришлось делать из дюраля. Внутрь пилона влез достаточно толстый и жесткий кусок, который я сначала пришпилил тремя иглами к торцу консоли, потом проклеил цианоакрилом и только потом приклеил внешние половины пилонов. Вцелом пока стоят как влитые.
Прикинув как себя поведет собранный фюзеляж, я решил укрепить сначала места крепления узлов навески вооружения- залил смолой, потом придумал запенить монтажной пеной внутренне пространство фюзеляжа. Зная способность монтажной пены пролезть в любую щель и распереть оболочку, я промазал все щели наружу шпатлевкой и смотал фюзеляж скотчем.
В носовой обтекатель вставил сантиметра четыре- пять толстого припоя и залил это смолой до половины обтекателя, чтобы человечески вставить потом туда ПВД из иглы.
После склейки пластмассы, подождал день. Вставил через двигатель толстую длинную трубку белого цвета, то ли от надувного шарика то ли от сладкой ваты. По диаметру она насаживалась вместо штатной трубки на носик баллона пены. Начал подавать пену, постепенно вынимая трубку из фюзеляжа.
Дальше случилась беда, трубка, несмотря на то, что я предусмотрительно промотал место стыковки скотчем, слетела, когда я пенил центроплан. Пол- комнаты и рабочая одежда было уделано пеной. Закончил пенить штатной трубкой, заткнул двигательные отсеки салфетками.
Другим моим просчётом оказалась плохая проливка щелей. Пена вылезла откуда только можно. Следующий просчет- попытка сразу ее убрать. На будущее строго решил, что буду использовать только пистолетную пену, промазывать все мельчайшие швы каким- нибудь герметиком, а удалять случайно вылезшее буду только после полного застывания.
Не смотря на косяки, неизбежные для выполняемых впервые приемов, результат мне понравился.
Конец отпуска, почти неделю, убил на покраску и на нанесение декали.
Как уже говорил, модель будет в руках. И часто. Мелкий экстерьер я вначале решил вообще не ставить, всё то, что точно отломят, включая створки шасси и пилоны. Но, разогнавшись, решил крепить их через куски иголок от шприцов и сделать съемными. Коробочку, куда я это всё сложу после фото сессии, я найду.
Упустил момент. К-36 модели вообще недопустимо некопийное, поэтому был приобретен афтермаркет- пилот на кресле. При его установке проблем не возникло.
Первым моим порывом было сделать модель на стойках, так не ушоркают низ модели об стол или полку, но, не смотря на то, что стойки сделаны из белого металла, при их монтаже, я понял, что им всё равно долго не прожить. Так как я укрепил все такие места изнутри и при сборке стоек просверлил все подкосы насквозь миллиметровым сверлом, я наглухо их тоже приклеивать не стал. На иглах они держатся крепко.
Тут - результат спешки. гидроцилиндры управления поворотом приклеил задом на перед. Заметил, исправил.
Так как модель достаточно слабая, я не стал зашпаклевывать и прорезать по новой лючки на мотогондолах не стал покупать дорогие но более копийные сопла и воздухозаборники. Думаю, что для изучения двигателей и технологии их обслуживания нужен другой масштаб.
Отдельно о механизации. То, что предлагает Трумпетер, будет прикольно десятилетнему пацану. Да и то не на долго. Меня это сразу не устроило. Предкрылок насажен на вкладыш в крыло и заклеен намертво в нейтральном положении. Так крепче будет. Стабилизатор и рули направления в нейтральном положении, а флапероны отклонил вниз просто потому, что так удобнее держать модель.
Ещё одна моя разработка, описания которой я пока не втречал. Стекатели на модели отлиты зацело с половиной консоли. Понимая их судьбу, еще на этапе сборки и покраски, я их срезал и заменил кусками лески, масштабного сечения. Единственное, леску надо искать жесткую. Отрезав кусок с запасом, я оплавил на свечке один край. Процарапал канавки на половинках консолей и высверлил маленькие лунки. В них вклеил получившийся на леске шарик на цианоакриле. После сборки половин, обрезал стекатели до необходимого размера. В таком масштабе можно было бы им придать нужный профиль, и даже покрасить в два цвета, но задача этого не требовала. Подобный финт проходит на 48 масштабе тоже. Смотрится неплохо. И сломать сразу не получится.
В процессе работы было сделано много рабочих фото. И попутных деталей. Думаю, что добавлю их после публикации статьи.
Обещал добавлять материал. Делаю. Это фото даст понятие о размере Сушки. Даже не знаю, кто больше кого украшает: модель или преподаватель, КТН, которая её держит.
Тема: Trumpeter 1/32 Су-27 - ручная СУ-шка(#11921) - обсуждение
Отличная Су-шка!