Линейка лайнеров старого «AirFix» своей эксклюзивностью до сих пор теребит мою модельную душу, а этот славный малый 1-11 уже давно числился кандидатом на постройку, хотя найти в продаже этот кит с каждым годом все сложнее.
Имея опыт работы с архаичным AirFix, помимо просто продвинутой сборки, конкретно эта модель должна была показать результаты 2-х экспериментов: заливка иллюминаторов разными прозрачными хим. составами и нанесение декали читлайна поверх прозрачных иллюминаторов. К последней технологии я довольно скептически относился.
Изкоробочная сборка предлагает 2 варианта ливрей – это британская British Caledonian и ирландская Air Lingus. Все же первая мне показалась более контрастной и интересной, на ней и остановился.
Само собой разумеется, что начало работ по модели старого AirFix начинается со стачивания внешней расшивки и нарезки нового внутреннего кроя. Впервые попробовал выполнить на крыльях интерцепторы и ряд технологических овальных лючков, расположенных вдоль лонжеронов из пленки Oracal, по технологии масок на стекла, с той разницей, что здесь эти «маски» наклеены на крылья навсегда.
Отдельно стоит сказать о главной особенности кита – в наборе лежат отливки для воспроизведения прототипа серийных 1-11 (G-ASHG), существовавшего в единственном экземпляре и ливрея, красочно изображенная на коробке, не может ему принадлежать.
Такой вариант мне не был интересен, но для воспроизведения модели 1-11 200-й серии, на которую дана декаль в комплекте (G-ASTJ), требуется серьезное хирургическое вмешательство. Самым заметным элементом является носовая часть, которая имеет более острые очертания по сравнению с прототипом. Говорят, есть корректировочный смоляной набор для этой цели, но мы пошли другим путем – сначала по фотографии (с монитора) профиля носа был выполнен правильный шаблон из толстого картона, а по нему изготовлен пластиковый контур и вклеен к одной из половинок фюзеляжа. После склейки половинок, наращиваем шпаклевкой обводы носового обтекателя по новому профилю, а после высыхания, вышкуриваем обводы так же по вклеенному контуру. Шпаклевкой пришлось нарастить так же и лобовую часть кабины над лобовым остеклением.
Сразу скажу, что эксперимент с наращиванием обводов шпаклевкой не удался по причине, далекой от самой технологии – просто штатное стеклышко из набора очень узкое, то есть по контурам реального остекления и вклеить его аккуратно задача не ординарная. Я, конечно же это стеклышко запорол – с внутренней стороны стекла по нижней границе попал клей, который уже никак нельзя убрать. Мириться с такой оплошностью я был не намерен и пошел по радикальному пути – отпилить носовую часть и сделать заново… Но труд со шпаклевкой не пошел понапрасну, я носовую часть фюзеляжа использовал как пуансон, на который натянул разогретую над свечой толстую прозрачную пленку (вернее даже не плёнку – пластик) из под различных блистеров и упаковок. Продавил с десяток таких мордАх, выбрал самые удачные и потом на место отпиленного носа смонтировал прозрачный давленный. Маски на остекление вырезал по детальке из набора, которое теперь можно и выбросить…
Кстати, чтоб совсем в кабине не было скучно, из картона и обрезков литниковлаконично изготовил полик, перегородку кабины, кресла, приборную панель.
Другим интересным экспериментом для меня стало заполнение пустых дыр иллюминаторов каким-нибудь подходящим прозрачным составом. Опыт применения Humbrol-вского ClearFix уже был – этот состав дает остекление с неравномерным заполнением в окне иллюминатора, фактура самой поверхности «стекла» так же неровная, с разводами и складками.
Я пробовал заливать несколько видов глянцевого лака и цианакрилат от Момента, и самым приемлемым вариантом оказался эмалевый глянцевый лак Revell – залитый в несколько слоев, он твердеет достаточно для окончательной обработки и полировки, прозрачен, дает минимум пузырьков. Есть у меня и положительный опыт использования 2-х компонентного автомобильного лака, но в этот раз хотелось использовать более подручные материалы.
Из тонкой медной проволоки изготовлены водостоки над дверями, трубопровод гидросистемы в хвостовой части по левому борту.
Выдвижной трап дан на модели действующий и для того, чтобы при открывании трапа не вскрывались пустоты внутри фюзеляжа, из дошипластика сделаны боковые стенки ниши прохода в салон. Сам трап выполнен довольно простенько, для повышения копийности, его толстые боковые поверхности сточены, а снизу приклеен «лист обшивки» из медной фольги. Так же из медной проволоки добавлены поручни.
Крылья нуждаются в доработках: необходимо перенести аэродинамические гребни ближе к фюзеляжу (изготовлены из дошипластика), зашпаклевать фары на передних кромках и имитировать их выдвижными, снизу передней кромки крыла у гребня.
Несмотря на то, что крылья, как и вся модель перешита заново, на крыльях есть множество лючков в виде усеченных с 2-х сторон эллипсов и интерцепторы, которые, как я уже упомянул в начале статьи, наклеены из пленки oracal.
Двигатели даны на модели довольно примитивно, особенно обескураживает вентилятор на входе в ВЗ. Поэтому у меня не было шансов на успешное воспроизведение этих деталей, кроме как выполнить из этих фигурных кругляшей заглушки ВЗ. Пришлось их обточить, чтоб внутренний рельеф не вдавался глубоко в канал, а так же покрыл жидкой шпаклевкой, чтоб скруглить грани впадин и выступов внутреннего рельефа заглушек. Получилось вполне нарядненько.
Сопла, в отличие от деталей вентиляторов, отправились в помойку – на их место вставил бумажные кольца, пропитанные цианакрилатом.
В самом хвосте из трубочки от ватных палочек сделал выхлоп ВСУ.
При покрасочных работах модель задувалась сначала грунтом Revell, потом белый и серый цвета от Motip. Так же применялись замесы старых глянцевых красок Revell синих оттенков. Двигатели окрашены содержимым корейского маркера серебристого цвета.
Остекление маскировалось сплошной лентой скотча по ширине чит-лайна, на которое потом легла декаль.
Собственно, декаль кисти А.Бацких, но использовались и некоторые элементы штатной декали, в частности, лев на хвосте, так как лазерка все же пока не избавлена от растра.
И вот тут, как я уже отметил, впервые попробовал нанести декаль со сплошным читлайном на прозрачные окна иллюминаторов. Надо сказать, что прозрачность окон не пострадала, и это плюс… А минус – одинаковая фактура блеска стекла и прилегающей поверхности обшивки фюзеляжа. При фотосъемке, когда блик попадает на иллюминаторы, этот эффект явно заметен и лучше избегать таких ракурсов.
Далее модель покрыта стравленным лаком того же Motip, и чему я очень рад, так это тому обстоятельству, что модель теперь можно держать в руках сколь угодно долго без всяких перчаток – Motip-у зачёт…
В оконцовке, были изготовлены ножевые антенны из дошипластика и из набора травления DACO (В737). Изготовлены из прозрачных литников БАНО, натянуты тросовые антенны из нити бантика.
Ну а в целом, я остался очень доволен экспериментами, которые по большей части удались и стал обладателем довольно редкой сегодня модели от старого доброго AirFix.
Vladimir1:100в 06.08.2020 - 07:43 Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British C...(#14398) - обсуждение
Очень симпатичный самолетик! Доработки на высшем уровне! А проблема блеска иллюминаторов решается просто: надо тем же лаком, что и вся модель, аккуратно покрыть кисточкой каждое стекло, стараясь не залезть за края окна. По крайней мере на 100м масштабе у меня получалось.
Waterdogв 06.08.2020 - 07:44 Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British Caledonian
Модель понравилась, а описание несколько не то. Самолёт называется: "British Aircraft Corporation One-Eleven, или BAC-111 (BAC 1-11).
Anonymousв 06.08.2020 - 08:29 Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British Caledonian
Яркий пример садомазомоделизма. Когда уже производители начнут выпуск нормальных моделей? Вопрос риторический.
TOMSK15в 06.08.2020 - 10:04 Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British Caledonian
Отличная модель получилась. Статья с подробным описанием читается на одном дыхании!
TAEв 06.08.2020 - 16:19 Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British Caledonian
Очень симпатичный самолетик! Доработки на высшем уровне! А проблема блеска иллюминаторов решается просто: надо тем же лаком, что и вся модель, аккуратно покрыть кисточкой каждое стекло, стараясь не залезть за края окна. По крайней мере на 100м масштабе у меня получалось.
Володь, модель, как это обычно бывает, готовилась ещё к прошлому ЛНМ, и в последний день я не стал рисковать, переживал, что ровные края капли не смогу вывести.
Модель понравилась, а описание несколько не то. Самолёт называется: "British Aircraft Corporation One-Eleven, или BAC-111 (BAC 1-11).
Вот ёлки, я ведь немец, не англичанин, вот попал... Кого-то из модераторов можно попросить поправить? Не хочется такой позор чтоб остался...
Очень понравилась работа и подход.
Кстати, Восточный Экспресс еще до пандемии еще заявил в проекте BAC 1-11. Должен быть хорошим
Да, Гриша, я вижу ВЭ в последнее время назаявлял много вкусняшек, но я, как застарелый ретроград (типо Володьки) хочу коллекцию старого Airfix добить, мне остался только Vanguard. Остальное либо собрал, либо есть альтернативы (дубли не собираю).
Тема: Airfix 1/144 BAC One leven British C...(#14398) - обсуждение
Очень симпатичный самолетик! Доработки на высшем уровне! А проблема блеска иллюминаторов решается просто: надо тем же лаком, что и вся модель, аккуратно покрыть кисточкой каждое стекло, стараясь не залезть за края окна. По крайней мере на 100м масштабе у меня получалось.