Конец пятидесятых годов уже прошлого века. Закончились первые эксперименты с применением реактивных двигателей на ЛА, первые реактивные боевые самолеты уже стоят на вооружении, но поиски продолжаются. Стремительно развивается отечественная наука, улучшаются характеристики ключевых частей самолета – двигателя и РЛС. Для испытаний и отработки новых элементов создается экспериментальная техника. Вот за один из этих образцов экспериментальной техники сегодня и пойдет речь.
Поговорим сегодня за экспериментальный самолет ОКБ П.О. Сухого Т-49 и его модель в 72-м масштабе от фирмы Амодел (№ по каталогу 72-184).
Перед постройкой
Покупая эту модель, думал собрать ее «по всем правилам», «выложится По-максимуму» и «показать все, что умею». Однако после осмотра литников и чтения форума понял, что я опять попадусь в пасть долгостроя (в какую я уже угодил с Су-25УТГ). В итоге - модель из выставки достижений превратилась в предмет «обкатывания» на ней новых для меня технологий, решил отдохнуть и просто собрать.
Итак, приступаем к сборке.
По прототипу
Если вкратце, то самолет стал связующим звеном, ступенькой между Су-9 и Су-15. Служил для отработки частей компоновки носа для перспективного перехватчика. Информации и фото по прототипу не много, в общем, оно и понятно - когда-то секретные разработки "рассекречиваются" для обывателей не так быстро.
За модель
Коробка в традиционном стиле Амодел – из обычного белого картона + рисунок на крышке. В коробке – 6 литников + 2 с прозрачными частями и декаль.
Декаль на белой подложке, традиционного качества Амодел с трудноудаляемым серебрением (я до конца его так и не поборол). Приборка, часть радиопрозрачной окраски киля даны декалью (я просто накрасил зеленой краской по линиям расшивки).
Прозрачные части отлиты довольно качественно, есть небольшие шероховатости, которые сравнительно легко убираются полиролью. Фонарь дан одной деталью, переплет показан внешними сплошными линиями, несколько толстоват (для любителей масштабной толщины – стоит несколько сточить). В остальном, нареканий (до сборки) у меня не было.
Литники с деталями. Производитель пошел по пути некоторой унификации, дав часть деталей (в частности, мелочевку) от своей модели Су-9У. Присутствует небольшой облой, кромки некоторых деталей толсты, несколько были поведены отливки фюзеляжа (район стыка на сопле и стыка носа). Расшивка тонкая и внутренняя, не хватает некоторых лючков и линий, клепки нет. Само качество пластика Амодел крайнее время стало радовать, он стал не таким мягким, каким был раньше, более качественно пролиты «тонкие» и хрупкие части модели, в общем, стало приятнее работать.
Сборка
Сборка началась с кабины и частей деталировкисопла. Кабина представляет собой 2 боковушки, пол, который является потолком передней нишы шасси, задняя стенка-заглушка (т.к. кабина от Су-9У, и кабину инструктора нужно «убрать» в фюзеляж), кресло из 4 частей, приборка, РУС из 2 частей (на полу под ручку сделана имитация «рельефа») и накладка под козырек фонаря и «закабинное» пространство.
Если все делать по инструкции, то или ниша основной стойки «подвиснет в воздухе» миллиметра на 3-4, или же кабина пилота «провалится» в фюзеляж на те же 3-4 мм. Я решил использовать родную кабину, только немного ее модифицировать: кресло взял смоляное для Су-9 (КС-3), отсёк вторую кабину (инструктора в Су-9У) и разделил нишу носовой стойки и кабину (горизонтально). После начал детализировать внутренности каждой части, без фанатизма, большей части работы все равно не будет видно под фонарем/в нише носовой стойки.
В нише я убрал довольно грубую имитацию силового набора из пластика. Я сделал соответствующие пропилы и вставил вдвое сложенную фольгу. Предварительно боковые стенки я тоже оклеил фольгой и прошелся шестеренкой для имитации клёпа. После того, как проделал операции порезки, в «потолке» нишы проделал отверстие-имитацию углубления для колеса. Уже после общей покраски модели ниши окрасил в серо-голубой цвет (вообще люблю с зеленоватым оттенком, но в этот раз так вышло).
В кабине проволокой добавил некоторую имитацию приборов и окрасил. Особо не старался, скажу правду. Сейчас, благо, ничего, особо, и не видно через закрытый фонарь.
После порезки частей снова их склеил вместе, но теперь с некоторым смещением (кабина чуть позади – на 4 мм)+ к этому добавилась та толщина пластика, которой не хватало по высоте.
Сопло. Сопло на модели детализовано хуже, чем кабина – дан срез сопла и стабилизатор пламени, а сам канал пустой провал фюзеляжа. Я решил в меру своих умений исправить положение. Срез я оставил таким, какой дал производитель (довольно грубая имитация, ноя пока не придумал, как сделать лучше), единственное, что немного сточил наружный диаметр среза, поскольку это кольцо с трудом устанавливалось в фюзеляж (но за это позже), по глупости начал переделывать стабилизатор пламени (сделал неправильной конфигурации), а канал – подобрал трубочку подходящего диаметра (5-ти кубовый шприц), и внутри отделал фольгой. Собрал все воедино и, как и кабину, отложил в сторонку.
Основные части, устанавливаемые в фюзеляж, были готовы, и я приступил к подгонке половинок. После подгонки половинок примерил части, для установки, и понял что пластик в районе сопла и кабины слишком толстый. Принял решение немного сточить пластик, как на посадочных местах, так и на деталях. К сожалению, не осталось фото, запечатлевшего весь объем работ. Могу лишь сказать, что сточил до просвечивания (толщина в пределах 0,5-0,7 мм). После этого прошла стыковка половинок фюзеляжа (предварительно, установил сопло на место). После подгоночных работ стыковка прошла успешно, особых проблем не было. После высыхания фюзеляжа я установил и вклеил кабину на место. Пока сохла кабина, ошкурил стык половинок фюзеляжа, подшпаклевал возникшие ямы: в районе сопла клей даже повел пластик (переборщил с клеем, вот и проел тонкий пластик). Уже после этого установил на место заранее собранный из 2-х половинок, нос. Тут тоже была проблемка – от среза носа до приборной доски еще оставалось расстояние, которое я заклеил кусочком пластика. Это результат моих подвижек в районе кабины, они мне еще будут встречаться.
После вклеил треугольники, задающие форму воздухозаборника. Далее стартовал процесс шпаклевания и ошкуривание неровностей, стыков, ям, которые были замечены. После ошкуривания я решил примерить фонарь, как он будет стоять на модели и тут было еще одно последствия моего вмешательства в кабину – заголовник кресла торчал из фюзеляжа излишне высоко, так, что фонарь не стыковался нормально с фюзеляжем (вот и эти 4 мм). Было решено шпаклевкой локально приподнять поверхность фюзеляжа под фонарем. Сделал все это не совсем идеально – в некоторых местах плохо ошкурено, но это вижу уже сейчас, когда работа над моделью завершена.
Попробовал заменить штатные воздухозаборники (точнее их имитацию расшивкой) в фюзеляже на свои собственные, уже как положено – отверстие с пластинами. По левому борту эксперимент не удался, я постарался исправиться и несколько изменил технологию на правом борту. Выглядит просто аккуратнее. Если кто подскажет еще идеи – прошу делится, благо есть на чем применять (КБ много прототипов наделало «трубатых»)
После шпаклевки подогнал фонарь, зашкурил и установил имитацию оборудования под козырек фонаря и за заголовник кресла. Далее окрасил все, что у меня получилось.
Параллельно с этим велись работы по крылу и оперению. Крыло на модели, как и на Су-9, состоит из 2-х половин, которые несколько толстоваты, и при стыковке образуют ступень в 1,5-2 мм. Перед склеиванием я убрал облой, поправил кромки и сточил толщину пластин, составляющие крыло. Однако все же недоглядел, и мне пришлось дошпаклевывать часть стыка снизу крыла.
Примерно то же могу сказать и по килю – он также состоит из 2 пластин и также несколько толстоват в профиле, что я попытался исправить.
После стыковки основных частей я приступил к нарезке расшивки. В основном, я углублял ту, что дана производителем, но также вносил некоторые изменения. В этот раз пробовал применять 2 резака + ошкурка с промывкой частей модели. (Как-то интересно выходит: когда режешь расшивку - достаточно долго, а вот описать – дело 2 минут).
Пока резал расшивку, еще и подгонял крылья и оперение для установки на фюзеляж – (немного не точны отверстия и ответные части в фюзеляже и на крыле/оперении).
После ошкурил всю модель, загрунтовал и снова ошкурил, второй раз убирал недочеты грунтования и приступил к нанесению клепки.
К слову сказать, расклепывал модель первый раз, из впечатлений: работа более увлекательная, чем нарезание линий расшивки, но и не менее ответственная – я все же не избежал некоторых ляпов. В оправдание добавлю лишь, что клепал впервые без подготовки и предварительной разметки (которую необходимо наносить).
Далее последовала общая сборка модели. Из запоминающегося – шпаклевание стыков крыла, практически по всей длине снизу, шпаклевание стыка корневого наплыва киля и самого киля (по длине не пришлось, поскольку предварительно подогнал деталь к фюзеляжу). Установка мелочевки особых нареканий не вызывала – практически каждую деталь я предварительно обработал и на каждом ВЗ постарался проделать соответствующее углубление/отверстие. Посадочные места производитель указал тонкой штриховкой.
После установки мелочевки я окрасил модель базовым цветом, предварительно закрыв сопло, кабину и нишы шасси. Одновременно я окрасил и створки ниш (предварительно снял с литников, поправил кромки и загрунтовал). Краска фирмы Ганза оставила очень приятное впечатление при работе под аэрограф, единственное замечание – не стоит слишком много лить растворителя: может резко упасть укрывистость. В остальном к краске вопросов нет, нужный «эффект алюминия» мне удалось достичь. На этой модели попытался применить «листовой эффект». Мне кажется успешно, но не очень аккуратно – все-таки видны некоторые огрехи.
Далее последовала установка остальной мелочевки – шасси, фары, фонарь, ПВД, створки ниш. Предварительно стойки шасси ошкурил от облоя, добавил немного проводков-шлангов гидросистемы и окрасил. На этой модели не применял проволоку для имитации штоков амортизаторов. Одновременно окрасил ниши шасси и створки ниш. На створки добавил имитацию петель и тяг. Сами нишы оставил такими, какие они даны производителем – без проводки.
Носовая стойка дана одним целым с колесом. При установке потребовались дополнительные точки опоры. Они не копийны, зато обеспечивают нормальную «эксплуатацию» модели.
В конструкцию основных опор также включены металлические элементы для увеличения прочности. Производитель на выбор дает возможность собрать модель с убранным шасси.
Под фары я высверлил отверстие 3 мм (родные были несколько оплывшими). Подкрасил внутренности серебрянкой, а после высыхания установил стеклышки фар на акриловыйлак.
Фонарь также установил на акриловый лак, предварительно окрасив переплет. Красил без грунтовки, поэтому краска несколько просвечивает.
После лакирования нанес декали. Наносил со спиртом, но, к сожалению, так и не смог побороть серебрение – местами отчетливо видно. После модель затонирована черным акрилом от звезды – немного выделен рельеф и расшивка.
И вот, в самом конце установил заранее изготовленные ПВД из игл от шприцев, соединенных суперклеем.
В общем, на этом сборка была завершена.
Фото прилагаются:
И 2 фото с братьями:
В итоге, после сборки могу сказать, что
- стыкуемость и качество литья все-таки оставляют желать лучшего (не для изкоробочников)
- есть некоторые упрощения, которые можно было бы постараться реализовать
- однако, оригинальность выбора прототипа на отлично.
Самой сборкой я остался доволен, мне удалось применить большое количество технологий, которые все ожидали своего воплощения.
По совокупности всех моих приятных впечатлений (несмотря на некоторые недочеты) я могу поставить для модели 4 (с натяжкой) или же твердую 3+. В общем, опытный моделист при приложении небольших усилий сможет получить к себе на полку вполне достойную модель.
Основные недочеты моей сборки я рассмотрел, но если кто-то подскажет что-то еще, я не обижусь - здравая критика приветствуется.
Вроде как все, что хотел сказать за модель и ее сборку.
Надеюсь, что не сильно вас утомил, и вы все же дочитали статью до конца.
Спасибо за внимание и до новых встреч.
Удачи в моделизме.
С уважением, Дмитрий Любомирский.
Одесса-2009
При сборке модели и написании статьи использовал:
Схемы и фото из издания Red star. vol. 16 Sukhoi interceptor Su-9/11/15 Ефима Гордона - общая геометрия и основные линии расшивки.
Схема для Су-9 из журнала Злинек – ниша и стойки шасси, кабина и часть расшивки.
Фото Су-9 из Монино В. Сокольца (прошу прощения если ошибка)
И, конечно, помощь коллег по форуму, за что им благодарен.
Чертежи, точнее, проекции я использовал из гордоновской книги: Midland Publishing - Red Star 16 - Sukhoi Interceptors - The Su-9 Su-11 Su-15 and other types
глянул ссылку, очень интересно.
увидел там и такую птицу. я так понял это Т-5?
А по-моему, эта ссылка довольно бардачная, т.к. непонятно, зачем на стр.с СУ-9 фото и Т-5, и Т-49. и Т-47?
Добавлено спустя 9 минут 47 секунд:
Чертежи, точнее, проекции я использовал из гордоновской книги: Midland Publishing - Red Star 16 - Sukhoi Interceptors - The Su-9 Su-11 Su-15 and other types
Вот так они выглядят:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aV7q85J][/url]
Интересно, какая цена этим чертежам? На них на виде в плане взаборники показаны прямыми линиями, а на модели расширяющимися. Ну и?...
Ссылка, ну какая есть, не я там фото расставлял :smile:
Что, ну и? по фото четко определить прямые ВЗ или нет сложно, моё впечатление - они с расширением к передней кромке. К тому же есть еще и такая схемка:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=gx6sSwJ][/url]
Насколько они, схемы, точны по отношению к прототипу сказать, также, сложно - нет возможности пойти померять прототип :wink:
Так что, мое предложение, сильно с этим вопросом не заморачиваться: геометрию взять из схемки этого сообщения, а расшивку нанести по схеме из гордоновской книжки.
Да нет, уважаемый Любомирский, Вы меня неверно поняли. У меня нет никаких претензий или упреков в Ваш адрес. Я просто высказал свое отношение к представленным там (не Вами) материалам.
Нашел еще два фото данного самолета в скане книжки Soviet secret projects fighters since 1945. Скачал давно, а вот пересматривать раньше что-то не довелось. (К слову там и по Як-141 одно интересное фото-тоже мне раньше на глаза не попадалось).
Об этих фото сравнительно просто находятся в сети, вопрос лишь в их размере - разумеется, в сети уменьшенный вариант (К слову, в сообщении выше прикреплена одна из них). Прилагаю большие варианты - на них уже можно что-то начинать рассматривать. Может кому пригодится.
P.S. Вот например лишь сейчас обратил внимание - а ведь по левому борту сверху и ближе к носу (относительно над решетки выпуска воздуха), т.е. практически "на спине" расположен еще один небольшой ВЗ, который производитель (да и я тоже) благополучно проигнорировали. Но тут, мне кажется, больше вопрос моей невнимательности, чем качества фото.
по левому борту сверху и ближе к носу (относительно над решетки выпуска воздуха), т.е. практически "на спине" расположен еще один небольшой ВЗЭтот небольшой в-заборничек можно считать практически фирменным для СУ. Он есть и на СУ-7 - 15.
а какая собственно книга?
эта?