Когда я только начал заниматься моделизмом, из доступного ассортимента были наборы фирм Звезда, Восточный Экспресс, всевозможные перепаковки старых дров, изредка попадались Academy, Revel и Italery. В основном тоже старые перепаки. О таких монстрах модельной индустрии как Tamiya, Hasegawa или Dragon я только читал в модельных журналах, интернета у меня тогда ещё и не было. И конечно это был предел мечтаний. Наконец, если мне не изменяет память, в 2008 году мой приятель и моделист Сергей, будучи проездом в Питере, зашёл в модельный магазин и кроме всего прочего купил специально для меня набор Hasegawa - "Aichi E13A1 TYPE-ZERO (JAKE) w/catapult 1/72" за 750 рублей. Надо сказать по тем временам модель не самая дешевая. И вот коробка оказалась у меня в руках.
Ну,… затаив дыхание открываем. Впечатление было неоднозначное. Аккуратно запаянные литники в индивидуальном целлофане. Приличная коробка, не чета Амоделу или старой Звезде, идеальная в плане печати декаль и великолепная цветная инструкция.
Пластик отлит вполне аккуратно. Облой в пределах разумного, "стекло" прозрачное. Но в процессе работы стали выползать неприятные сюрпризы. Во-первых, оказалось, что на боковых деталях катапульты толкатели все сделаны с наружной стороны. Расшивка на модели мало того что внешняя, так и вообще сделана как говорится отдалённо по мотивам. Внутренности кабины сразу в печку. Три совершенно примитивных кресла, кусочек пластмассы, на который их предполагалось крепить (полом кабины это назвать не поворачивается язык) и трое... как бы это сказать - человечков.
Забегая вперёд, скажу, что с размерами мелких деталей в модели вообще всё откровенно плохо. Проще воспроизвести с нуля, чем переделывать. Пластик невероятно твёрдый. Те, кто делал старую Хасегаву знают, обрабатывается тяжело. Хотел было изобразить хлопуны, но пришлось эту идею оставить, чуть вообще не запорол всю модель. Кстати в какой-то момент была мысль: "А не купить ли ещё один набор, чтобы сделать крыло заново?". Я обратился к интернету. Каково же было моё изумление, когда я увидел цены!!!
Друзья мои, я всё понимаю, набор 1990 года, снят с производства, раритет и всё такое, но такие деньги за откровенные дрова это, по-моему, слишком. На этом от лирики перейду собственно к постройке.
Катапульта
Катапульта выглядит, пожалуй, приличней всего остального, что собственно не удивительно, поскольку выпущена она гораздо позже и вложена в модель явно, чтобы подогреть к ней интерес. Стыкуется неплохо, но как я уже говорил, толкатели портят всю картину.
Запороли ими всю клёпку. Вся проблема сборки катапульты именно в борьбе с толкателями. В остальном всё относительно просто собирается. Загрунтовал АКАН 84006 «Грунтовка (не шлифуемая) для пластмасс» и нанёс предварительный слой АКАН 83100 «Рыже-коричневый корабельный сурик», призванный, собственно изображать сам себя.
Сверху постарался изобразить корабельный шаровый цвет. Мешал из АКАНовских эмалей на глаз уже не помню какие цвета. Немного попачкал маслом, нейтральной смывкой MIG. В конце немного высветлил финишным покрытием АКАН 84025.
Закрыл маской всё кроме рельсов и покрасил их под полированный металл.
Как я уже сказал, кабина в наборе сделана более чем условно, а немалая площадь остекления выдаст всю скудность интерьера с потрохами. Информацию черпал из журнала "Maru Mechanic ", а то чего там не нашёл, делал по аналогии с другими японскими самолётами. В первую очередь отсканировал половинку фюзеляжа и постарался вписать в неё шпангоуты и пол кабины с чертежа.
Распечатал, перенёс на пластик и имитировал силовой набор из "Доширака".
Приборные панели делал из остатков декалей и фототравления. Переднее кресло переделал из оригинального, другие два сделал с нуля по фотографиям из журнала. Остальное снаряжение самоделки и запчасти, оставшиеся от других моделей. Красил эмалью АКАН 82004 "FS 34151 SATIN OLIVE GREEN интерьер кабин самолётов" потом пачкал маслом «Сажа газовая» на пинене и смывкой MIG Neutral Wash.
Двигатель
С двигателем от ВектораMitsubishi "Kinsei" проблем никаких не было. В очередной раз большое спасибо за прекрасный мотор! Как и раньше покрасил чёрным, потом сухая кисть алюминием по рёбрам цилиндров и толкатели из игл от инсулинового картриджа. Сам двигатель и внутреннюю часть капота пришлось подточить и всё встало на место.
Крыло и фюзеляж
Всю наружную расшивку сточил наждачкой. Затем перенёс с чертежей из Maru Mechanic . На удивление самолёт лёг в чертежи почти идеально, в смысле наружных обводов, и тут никаких проблем не возникло.
Из фольги-самоклейки сделал уплотнительные полосы на месте складывания крыла и усиливающие накладки для антенн радиолокатора на хвостовой балке. В качестве обтекателей механизма складывания крыла неплохо подошли БАНО масштаба1/48 от Elf. Воздухозаборники вентиляции вытянул из "Доширака" на подточенной по размеру зубочистке. Деталь, призванная изображать жалюзи охлаждения двигателя, почему-то оказалась на миллиметр меньше по диаметру, чем капот. Поскольку отлита она была тоже не очень хорошо, просто наклеил поверх неё пластинки из ободка фототравления. Пластинки оказались как раз заподлицо с капотом. Чтобы они лучше держались, под каждой пластинкой просверлил отверстия, куда бы мог вытекать излишек клея - чисто и надёжно.
В краях крыла выпилил треугольные углубления под плафоны БАНО, вклеил туда кусочки прозрачного цветного пластика и обточил под размер. Раньше я делал их точно по размеру и вклеивал после покраски, но теперь делаю их больше, и закрываю маской, чтобы скрыть места склейки, которые видно сквозь прозрачный пластик. В хвостовой балке и в носке правой консоли вклеил на суперклей медицинские иглы как посадочные места под антенны радиолокатора. Тут убил двух зайцев, во-первых, иглы подобраны так что вставляются друг в друга впритирку, а во-вторых, в хвостовой балке игла вставлена в корпус насквозь и антенны впоследствии будут идеально параллельны на обоих бортах. В нижней части центроплана переделал окошко бомбардира и шахту бомбового прицела, добавил пилоны внешней подвески бомб и немного перенёс посадочные места под тележку катапульты в соответствии с чертежом. Руль высоты и направления отрезал от деталей фюзеляжа. Вставками из листового пластика подогнал всё под размер, из полистирола сделал узлы крепления. Трубку ПВД также сделал из игл, вставленных друг в друга.
Поплавки
С поплавками возни было больше всего. Пришлось полностью сточить и расшивку и рёбра жесткости.
Ребра делал по уже отработанной технологии - прорезал канавку, по ней вклеил тянутый литник и обработал скотч-брайтом, в данном случае просто незаменимая вещь. Тянутые литники предварительно прогнал через фильеру, чтобы не было разницы по диаметру. Ну, дальше все как обычно - расшивка, лючки, клёпка. С одним нюансом, сами формы поплавков крайне неудобны для такой работы и постоянно норовят выскочить из рук, да ещё и стойки мешают. Рули, выполненные вместе с поплавками, отрезал и изготовил заново вместе с креплением.
Окончательная сборка
Когда пришло время состыковать поплавки с центропланом выяснилась ещё одна проблема, подкосы стоек оказались короче чем надо и стягивали поплавки внутрь, в результате чего самолёт становился как бы косолапым. Проблему решил так: сначала приклеил поплавки на центральные стойки перпендикулярно крылу. Через сутки, когда клей окончательно высох, вклеил подкосы. Ещё через сутки, когда клей схватился, микропилкой разрезал подкосы и поплавки заняли своё первоначальное положение.
Затем в образовавшийся зазор вставил подходящий по толщине пластик, заклеил и после обточил.
Стекло фонаря приклеено на «Футуру». И держит достаточно надёжно (как оказалось) и следов от клея нет. Расчалки поплавков и тросовая антенна - нить "Хобби плюс". БАНО на хвосте Elf.
Отверстие в капоте было, на мой взгляд, слишком маленьким и я решил его расширить. Чтобы не скривить отверстие при растачивании, изготовил специальный шаблон. Детали вырезал на лазерном станке из 3 мм фанеры. Повезло, что есть хороший знакомый, владелец такой штуки.
Процесс не снял, но принцип простой - сверло идёт по направляющей, внутренние диаметры колец как у сверла - по 12 мм, в последнем кольце отверстие 16,4 мм, туда вставлена сама деталь. В итоге сверло не может уйти в сторону и идёт точно по центру.
Так ближе к делу и двигатель будет видно нормально. Отверстие после сверла обработал скотч-брайтом.
Покраска и тонировка
Первым делом задул закрытый масками фонарь базовым цветом кабины.
Потом весь самолёт прогрунтовал Tamiya Liquid Surface Primer-G. Задул Alclad 2 Airframe Aluminium ALC-119, а закрылки, лючки и пару панелей Duraluminium ALC-102. Элероны и рули покрасил Tamiya Flat Flesh XF-15 под полотно.
В общем, я и не надеялся, что впоследствии это даст хоть какой-то эффект прешейдинга, но сделал на всякий случай если в процессе "обдиринга" залезу немного на управляющие поверхности. Покрасил носок крыла Tamiya Orange X-6, немного "ободрал", закрыл масками. Покрыл нижнюю часть модели лаком для волос (я использовал Jet Personal Styling №5) и задул цветом намешанным из акриловых красок Tamiya Sky Blue X-14, Flat White XF-2 и Medium Sea Gray 2 (RAF) XF-83 в пропорции соответственно 1:8:12. "Ободрал" краску. Закрыл весь низ и центральные части поплавков масками.
Из-за стоек, подкосов и расчалок это было достаточно затруднительно. Пришлось собирать весьма замысловатую мозаику. Снова пшикнул лак для волос и задул верх Tamiya japan Navy Green XF-11. Потом добавил в него же пару капель белой краски и высветлил панели. Снял маски и "ободрал" краску.
Будучи наслышан о дубовости Хасегавовских декалей (тем более таких старых), опознавательные знаки решил накрасить. Для этого пришлось модернизировать циркуль-балеринку. В ножку-рейсфедер впаял лезвие от модельного резака Excel. Режет отлично!
На кусочке оргстекла вырезал в широкой Тамиевской маске круг диаметром с красный круг на декали и на этой же маске прорезал ещё один по диаметру белой окантовки. Кстати, мне показалось удобнее сначала приклеить на место именно внутренний кружок - его проще позиционировать, а уже по нему выложить саму маску.
Сделал подложку из алюминия, задул белым и приклеил на место маску-кольцо.
Задул красным.
Всё получилось, вроде как неплохо. Красные полосы на поплавках по тому же принципу. Жёлтая полоса на киле накрашена Tamiya Flat Yellow XF-3. Номера, радиальные полосы на хвостовом оперении и белые полоски на поплавках - декали. Set и Sol сделали своё дело, но всё-таки деки толстоваты и под определённым углом можно заметить выступ. Залил самолёт полуматовым лаком Tamiya Semi Gloss Clear X-35. Подфактурил модель методом масляных точек. На нижней (серо-голубой) части - «Белила титановые», «Телесная», «Серая», «Сиена натуральная». На верхней (тёмно зелёной) поверхности все те же, только вместо серой использовал «Зелёную тёмную» и ещё добавил «Умбру жжёную» на лючках. Капот красил Tamiya Semi Gloss Black X-18 в который добавил каплю Blue X-4. Пропеллер и кок задул Alclad 2 Aluminium ALC-101, а противобликовое покрытие на внутренней стороне Alclad 2 Jet Exhaust ALC-113. В конце концов, буквально чуть-чуть прикрыл матовым лаком АКАН, так как самолёт задумывался как весьма потёртый и блеск, думаю, был бы неуместен. В конце сделал антенны радиолокатора. Кронштейны из медицинских игл. Сначала пытался спаять, но не вышло. Не лудятся, хоть ты тресни. Ни канифолью, ни активным жиром, ни флюсом для нержавейки. В итоге воспользовался старым проверенным способом - суперклей! Тут тоже пришлось мастерить шаблон, чтобы антенны получились одинаковыми.
Кронштейны покрасил в базовый цвет, а сами антенны водным пигментом АКАН "ВОРОНЁНАЯ СТАЛЬ новая, не потёртая" 96013. в итоге получилось, по-моему, что надо.
Итоги
Несмотря на первое впечатление, набор оказался жуткими дровами. В процессе работы от первоначального облика вообще мало чего осталось. В результате модель периодически задвигалась на полку и ждала очередного наплыва вдохновения на протяжении долгих 5 лет. Что с другой стороны оставляло время на размышления и какие-то технические решения. Зато теперь у меня в коллекции есть очередной экземпляр, который вряд ли можно назвать частым гостем модельных выставок и форумов.
Большое спасибо Сергею Варенику aka Hooter за мою первую Хасегаву, а так же Юрию Петруничеву aka Jochan за помощь в изготовлении инструментов и приспособлений. Огромное спасибо моей жене Маше за терпение и помощь во всем, что касалось компьютера (от заказа материалов, до работы с чертежами и фотографиями). И конечно спасибо Вам, за то, что дочитали эту статью до конца))). Надеюсь, что она будет полезной. С уважением Александр «Анатолич» Радченко.
Отличная работа. Поздравляю с завершением. Заслуженный "+".
Один вопрос: Красная и белая краски лучше держались на поверхности прототипа- сколов нет? Не "подкалываю", просто не знаком с "матчастью". Бросается в глаза.
На сколько я знаю (обсуждалось это много раз) красные круги на японских самолётах, так называемые хиномару, это не просто опознавательные знаки, но и символ солнца - символ императора. "Выражение патриотизма, в том числе демонстрация преданности императору и флагу страны, было частью образа «настоящего японца»" - цитата из Википедии. Поэтому даже если они и обдирались во время эксплуатации японцы их старательно подкрашивали. Таким образом они всегда (или почти всегда) выглядели гораздо приличнее чем сам самолёт. Белая краска у меня на модели кое-где местами покоцана, но на символ божественности императора рука не поднялась :smile: Да и проблемно это было бы делать чисто технически, там же ещё белый под красным получается, а рисовать сколы поверх не хотелось.
Доброго времени суток всем! Как основной "виноватец" очередного "головняка" Александра Анатольевича, хочу вставить свои " пять копеек" в разговор...) Комментировать работу не стану, ибо весь процесс создания наблюдал "в живую", отмечу только, что модель данная была привезена в подарок из милого сердцу автора работы славного города Петрозаводска!!!( а не из Питера ) Начинаю опасаться приносить подарки, приходя в гости к Александру, дабы не быть изгнаным за очередную попытку убить семейный бюджет! ... ;) Хотя потенциал запасников еще велик!!! ))) В очередной раз сделано все от души на 10+, могу только отметить, что даже профессиональное фото не передает впечатления от восприятия "живым" глазом!!!
Тема: Hasegawa 1/72 Aichi E13A1 TYPE-ZERO (JAKE) w/catapult
Поздравления автору с завершением серьезной работы!!!