Один из самых известных советских одноместных истребителей, ЯК-9 не отличался выдающимися лётными качествами и не стал лучшим истребителем 2-ой мировой войны. Однако простота конструкции и дешевизна производства позволила выпустить фантастическое количество машин (более 16 тысяч), что больше, чем было выпущено истребителей Мессершмитта всех модификаций за всю войну. По этой причине, именно на плечи пилотов ЯК-9 легла большая часть тяжёлой борьбы за завоевание превосходства в воздухе во второй половине войны.
Модель одной из модификаций этого самолёта, ЯК-9Т Гвардии майора Ветрова Ивана Ивановича, командира 1 АЭ, 66 ГИАП, представлена в этой статье.
Исходные материалы
Для постройки модели использованы следующие материалы и афтомаркет:
1. Пластик питерской фирмы «Дакопласт» 172 ЯК-9Т
2. Набор фототравления фирмы PART s72-047
3. Выхлопные патрубки фирмы «Москит»
4. Колёса «Экипаж»
5. Вакуумформованный фонарь от Pavla
6. Декаль от чешской фирмы AML “Stalin’s Eagles in Yaks II”
Типичный для «Дакопласт» светло-серый, довольно мягкий и легко обрабатываемый пластик. Отливки качественные, без утяжин и недоливов, с небольшим количеством облоя. Мелкие детали слегка «замыленные», требуют дополнительной обработки. Прозрачные детали фонаря отлиты раздельно: козырёк кабины, сдвижная часть фонаря и 2 варианта прозрачной части гаргрота. Впрочем, особой разницы между ними я не заметил. Пластик ровный, достаточно прозрачный, но всё впечатление портит его явно избыточная толщина. По этой причине установить сдвижную часть фонаря в открытом виде не получится. Сравнительно неплохо детализована кабина, на боковых стенках отформованы силовые элементы набора, боковые пульты даны отдельными деталями, к сожалению, совершенно одинаковыми. В принципе, интерьер кабины для сборки «из коробки» вполне неплох, но для любителей «супердеталировки» интерьер лучше делать «с нуля» из-за «замыленности» и переразмеренности многих элементов.
Ниши шасси «по традиции» совершенно пустые, что предоставляет большой простор для доработок. Колёса шасси имеют мало общего с оригиналом, имеют увеличенный диаметр и толще требуемых примерно на 1 мм. Выхлопные патрубки отлиты весьма примитивно и мало похожи на настоящие, однозначно, требуют замены. Не слишком хорошо обстоят дела и с винтом, каждая лопасть отлита отдельно, причём без фиксатора определённого положения для правильной установки шага, к тому же, лопасти слишком толстые и требуют тщательной обработки для придания нужного профиля. К недостаткам пластика следует отнести и неверную форму обтекателя масляного радиатора, а к явным плюсам – аккуратно сделанный провис полотна на управляющих поверхностях и неплохую по исполнению внутреннюю расшивку, требующую небольшой корректировки для соответствия модификации.
Модель сравнительно неплохо укладывается в чертежи, отклонения не превышают 1,5 мм в размахе крыла, не совсем верно дано сопряжение крыла с фюзеляжем, но отклонения незначительны, и ими вполне можно пренебречь.
Сборка
Сборку начинаем, как обычно, с интерьера кабины. От штатного интерьера остаётся только пилотское кресло, (выполненное, кстати, весьма неплохо), все остальные детали даны в фототравлении PART, включая приборную доску с приборами на плёнке.
Здесь необходимо отметить, что полученный результат меня не вполне удовлетворил: впечатление портит грубоватая поверхность боковых стенок кабины, исправить это, не удалив полностью силовой набор, не получилось, видимо, так и нужно было поступить, и сделать силовой набор «с нуля», но, увы, слишком поздно я об этом подумал…
«С нуля» из тянутых литников и кусочков пластика была изготовлена внутренняя часть передней части фонаря с креплением прицела и сам прицел, а также радиостанция с умформерами, в наборе отсутствующие.
Окрашен интерьер стандартным цветом «А-14 серо-стальной» от Акан, тонирован масляными красками на бензине.
Далее, собираем половины фюзеляжа. Отмечу ещё один момент: выхлопные патрубки от «Москита» имеют цвет горелого металла, и чтобы не «заморачиваться» маскировкой этих сложных по форме и хрупких деталей перед покраской, я решил установить их в последнюю очередь, после окончательной сборки и окраски модели. Для этого отверстие в передней части капота модели для крепления винта было максимально расширено, (благо, винт не планировалось оставлять вращающимся), что позволило получить доступ к отверстиям для патрубков при собранных половинах фюзеляжа.
Ну что же, пора заняться крылом. В первую очередь, вырезаем в нижней поверхности крыла колпаки ниш шасси и посадочные щитки, их мы будем делать заново. Пластик в районе ниш выбирается до, буквально, «бумажной» толщины, это необходимо, чтобы придать внутренним кромкам масштабную толщину и сделать максимально глубокие ниши. То же самое проделываем и с верхними половинами крыла в районе ниш.
Из тонкого полистирола изготавливаем боковые стенки ниш, ориентируясь на фотографии ниш реального самолёта. Сверху ниши закрываем тонким листовым пластиком и из него же изготавливаем элементы набора на внутренних поверхностях колпаков ниш. Имитируем проводку и шланги тонкой проволокой. Дальнейшая сборка крыла особенностей не имеет, стык с фюзеляжем, как в верхней, так и в нижней части проходит без особых проблем с минимумом шпаклёвки. После установки верхних половин крыла, из обрезков тонкого полистирола и тянутого литника имитируем элементы набора крыла, видимые при выпущенных посадочных щитках.
Ещё одной сложной частью работы является «доведение до ума» воздухозаборника масляного радиатора: до его установки необходимо «вывести» необходимый профиль входа в него на фюзеляже, после чего тщательно подогнать собственно воздухозаборник к посадочному месту и установить его, не забыв смонтировать сеточку радиатора из детали фототравления. На следующем этапе необходимо придать совершенно плоским боковым стенкам воздухозаборника характерную выпуклость. Я использовал для этого несколько слоёв цианокрилата с активатором с последующей шлифовкой. С воздухозаборником водорадиатора особых проблем нет, достаточно установить сеточку из фототравления, и фототравленный «совок» в полуоткрытом положении (как и на маслорадиаторе, кстати).
Воздухозаборники в корне крыла, на пластике размеченные расшивкой, аккуратно рассверливаются и профилируются, ориентируясь на существующие фотографии. Окантовка воздухозаборников выполнена из самоклеющейся фольги, эти детали в фототравлении даны не верно.
Сборка хвостового оперения особенностей не имеет. На следующем этапе корректируем расшивку, главным образом, в верхней части капота, прорезаем недостающие лючки, высверливаем воздухозаборники и пулемётный порт. Не забываем зашпаклевать гильзовыброс в корне крыла слева, на ЯК-9Т его не было.
Пора заняться фонарём кабины. Поскольку толщина «родного» фонаря была явно чрезмерной, был использован вакуумформованный фонарь от Pavla. Фонарь дан одной деталью, и для установки в открытом положении его пришлось аккуратно распилить микропилкой. Если к козырьку и прозрачной части гаргрота особых вопросов не возникло, то сдвижную часть фонаря пришлось выкинуть. Дело в том, что нижняя часть ваку фонаря существенно толще верхней и нижние кромки слишком сильно выступают за габариты кабины в открытом положении, даже не смотря на глубокие пазы в пластике фюзеляжа в месте его установки. В результате, сдвижную часть фонаря пришлось «выдавить» самостоятельно из тонкого упаковочного пластика. После установки неподвижных частей фонаря на свои места, они были закрыты масками из БФ-6, а проём кабины закрыт Тамиевским скотчем. В принципе, переплёт сдвижной части фонаря дается в фототравлении, но он меня не устроил из за чрезмерной толщины, и был просто накрашен.
БАНО изготовлены из прозрачного пластика, цветные лампочки имитированы капельками лака соответствующего цвета в высверленных отверстиях.
Мачта антенны изготовлена из обрезка фототравления, для придания необходимой толщины и профиля использовался цианокрилат с ускорителем. Триммеры на элеронах – детали фототравления, триммер на руле направления – самодельный, из обрезка фототравления. Ствол пушки в коке винта – из иглы подходящего диаметра.
Детали шасси доработаны фототравлением, тормозные шланги – тонкая проволока, колёса – «Экипаж». Щитки и створки шасси – фототравление, как и посадочные щитки. Хвостовая стойка изготовлена заново из тянутого литника, деталей фототравления и резинового колеса от «Экипажа».
Накатана клёпка самодельным риветтером и имитированы замки капота с помощью заточенной трубки из иглы шприца.
Окраска
Модель загрунтована Тамиевским грунтом, стравленным из баллона. После «прешейдинга» модель окрашена водным «Аканом» в цвета АМТ-7,11, 12.
Сразу необходимо отметить, что схема камуфляжа, данная AML в инструкции на декали, существенно отличается от стандартных, принятых в то время. Но имеющиеся у меня фотографии реального самолёта данной схемы не опровергают (впрочем, полностью и не подтверждают). Если кто-то располагает другими фотографиями этого самолёта, было бы интересно взглянуть.
Небольшой износ ЛКП был имитирован жёсткой зубной щёткой и «сухой кистью».
После окраски модель была покрыта глянцевым акрил-уретановым лаком от «Акан» и нанесены декали. Что интересно, декали от AML никак не реагировали на «MicroSol» и оказались довольно жёсткими, в расшивку «укладывались» весьма неохотно. Приятно удивило наличие «технички». После ещё одного слоя глянцевого лака, была выполнена смывка масляными красками на бензине и нанесены «следы эксплуатации» Тамиевскими пигментами. В завершение, модель была покрыта полуматовым лаком от MicroScale и нанесены следы нагара и грязи пигментами Tamiya.
Окончание работ
На последнем этапе сборки были смонтированы детали шасси, посадочных щитков, и установлены на место выхлопные патрубки, предварительно, между отдельными выхлопными патрубками были установлены и окрашены в необходимый цвет перемычки из тонкого пластика. Антенна изготовлена из тонкой лески, изоляторы – капельки циакрина. Детали фонаря, включая бронестекло за головой пилота, покрыты с обеих сторон глянцевым лаком от Тамии для увеличения прозрачности и блеска. В последнюю очередь были смонтированы «солдатики» - индикаторы выпуска шасси.
Выводы
Для начинающего моделиста модель может показаться излишне сложной в сборке даже в «коробочном» варианте, опытный же моделист получит массу удовольствия от доработки данной модели и результат может по настоящему порадовать.
Rowdy
Если на фото модели изображон Як-9Т то на ней есть весьма заметные косяки , один из них - окно гильзовыброса пулемета двенадцатого калибра в корне крыла с левой стороны по полету , на "Т" их не было.
Это не Як-9Т, а обычный Я-9Д. Так что там все правильно. Я фотки привел потому, что автор тоже не плохо потрудился над Дакопластовским китом. Про гильзовыброс у 9Т я в курсе, гильзы собирались в контейнер под полом кабины вместе со звеньями, чтобы не нарушалась центровка самолета.
А где в Москве или в сети можно купить дакопластовские модели? Подскажите pls.
Дакопласта давно уже нет, кое-где встречаются остатки, вот тут, например:
http://fromspb.spb.ru/index.php?cat=16
Як-7 "Моделистовский", кажется, перепак дакопласта.
Як-7Б и Як-9Д пакует Моделист. Еще есть Як-7 от Валом - говорят, копия дакопласта. А вот со сдвинутой кабиной яки никто не пакует в настоящее время, к сожалению...
На прошлой неделе сдал заказчмку такой. каробка была с логотипом ARK
какая то нереальная нереальность... про Арк в 72-мИзвините, может что-то не допонял, но имел ввиду АРК в 48-м, (такой же,Марселя Альбера!)
Если на фото модели изображон Як-9Т то на ней есть весьма заметные косяки , один из них - окно гильзовыброса пулемета двенадцатого калибра в корне крыла с левой стороны по полету , на "Т" их не было.